Image default
Совместительство

Работы по совместительству — как оформлять правильно и регулирование труда совместителей

Сколько вопросов может возникнуть во время той или другой ситуации, связанной с организацией трудовых отношений, какими они будут, трудно сказать до тех пор, пока сам в такой ситуации не окажешься. Мы не склонны к само похвале, но факты – вещь упрямая. В наших статьях собраны ответы на достаточно большое количество наиболее распространенных моментов, возникающих в ходе трудоустройства работника, непосредственно во время работы сотрудника, при его увольнении. Плюс доступная форма восприятия. Данная статья – не исключение. Сейчас мы детально рассмотрим особенности регулирования труда лиц работающих по совместительству.

О совместительстве и совмещении в целом

Для тех, кто с такими трудовыми процессами, как совместительство, ранее не сталкивался, обрисовываем картину полностью.
У работника, согласно трудовому кодексу, есть законное право (при наличии желания либо возможности) трудиться на дополнительной должности. Если второстепенные должностные обязанности выполняются после основных, то есть не в рабочий период, а между работодателем и подчиненным заключается трудовой договор, речь однозначно идет о совместительстве.

Что такое работа по совместительству

Существует еще такое понятие, как совмещение, но это несколько иное (подробно о том, в чем их отличительные черты можно узнать в другой статье нашего сайта).

Сейчас наша цель заключается в следующем:

  1. Выяснить, как правильно оформить основного работника на должность по внутреннему совместительству (то есть, в той же организации, где он трудился до этого).
  2. Что собой представляет оформление сотрудника по внешнему совместительству (на другом предприятии, учреждении).

Когда работодатель – тот же

Почему внутреннее совместительство очень часто принимают за совмещение, догадаться довольно просто. Ведь у работника может быть одно и то же место труда (если, к примеру, водитель молоковоза на сыродельном заводе станет работать автоэлектриком, то и по основной, и по «второстепенной» должности он будет приходить в заводские гаражи). А еще у сотрудника один руководитель, одни и те же коллеги… Но вот как раз наша основная тема, – оформление такого работника, наглядно показывает ряд различий.

Итак, чтобы оформить действующего сотрудника на должность по совместительству, руководителю необходимо принять от него заявление установленного образца. В нем к стандартному «прошу Вас принять меня на должность слесаря» обязательно должно быть указано «по совместительству». Трудовой день такого работника не будет длиться свыше четырех часов, поскольку в противном случае идет нарушение трудового законодательства. Работать более длительное время человек сможет лишь в выходной на основной должности день.

Читайте также:  Совмещения и совместительства - в чем разница?

Организационные моменты

После регистрации заявления составляется приказ по организации и трудовой договор, на котором ставится подпись сотрудника и руководителя. Необходимо помнить, что один экземпляр трудового договора непременно должен быть предоставлен работнику, другой – находится в организации.

Оформление временного трудового договора

Именно в договоре (трудовом контракте) важно правильно с юридической точки зрения оговорить рабочий период, сумму заработной платы, продолжительность рабочего периода в целом (ведь человек вполне может быть принят на должность по совместительству как на постоянной основе, так и временно, как говорят, вахтовым методом).

Поскольку совместитель уже входит в число основных штатных единиц, ему нет необходимости предоставлять еще один пакет документов (как при основном трудоустройстве), ведь в отделе кадров уже имеется его личное дело с трудовой книжкой. Кстати, о трудовой. Многие задаются вопросом: нужно ли делать запись о дополнительной должности?

В трудовом кодексе и других нормативно-правовых актах указано, что запись о совместительстве делается исключительно по желанию работника. Следовательно, вам, как совместителю, самому решать: нужна вам запись в трудовой, или нет. Ни принудительно внести, ни отказать в просьбе сделать отметку о дополнительной должности в отделе кадра по месту основной работы не имеют права.

Должность в другой фирме

Теперь поговорим о том, как правильно оформить на вакантную должность по совместительству работника из другой организации.
Данное оформление если и будет отличаться от предыдущего, то очень незначительно. Схема «заявление работника → приказ о принятии → оформление трудового договора» остается прежней, без изменений. Трудовой договор, как и в первом варианте дополнительного трудоустройства, может быть без определенного срока действия, либо срочным.

Составление договора для приема на работу совместителя

При поступлении в организацию от специалиста могут потребовать предоставить следующие документы (конечно же, лучше сразу иметь при себе копии оригиналов):

  • паспорт, или другой документ, удостоверяющий личность, подтверждающий место прописки, проживания или временной регистрации;
  • идентификационный номер плательщика налогов;
  • копию или выписку из трудовой книжки, которую можно взять из отела кадров по месту основной работы (как правило, работодатель по совместительству требует выписку с последней страницей трудовой, чтобы убедиться в том, что специалист действительно занимает основную должность на другом предприятии, но, безусловно, могут быть и исключения);
  • справку о наличии банковского расчетного счета (необходима для перечисления заработной платы);
  • документы об образовании (по просьбе работодателя);
  • в определенных случаях (если, например, сфера деятельности специалиста подразумевает наличие опасных условий труда) – справку, подтверждающую, что действительно человек работает на таком-то предприятии, занимая соответствующую должность.
Читайте также:  Работа по совместительствам и совмещениям ТК РФ – в чем разница?

Испытательный срок и отпуск

Не исключено, что ваш новый шеф захочет дать вам испытательный срок, что вполне возможно и при внутреннем совместительстве.

Оформление отпуска для совместителя

Только не забывайте оформлять все без исключения виды трудовых отношений (испытательный период в том числе), письменно четко оговаривая сроки пробных отработок, оплату, тому подобное.

Несколько организационных моментов

Вопрос оплачиваемого отпуска хоть и не имеет непосредственного отношения к оформлению на должность, но вы должны знать:

  • предоставляется он согласно графику отпусков;
  • период отпуска на работе по совместительству согласован с основным (даже если речь идет о совместительстве внешнем), начинается на следующий день после его окончания.

Ряд нюансов

Теперь вам известно, как правильно с законодательной точки зрения оформить на вакантную должность работника по совместительству. О чем еще упомянуть напоследок? Есть небольшой нюанс, касающийся темы, который волнует многих: нужно ли предупреждать основного руководителя об устройстве на работу по совместительству (речь, конечно же, о внешнем совместительстве)? Отвечаем: если человек по каким-либо причинам не хочет этого делать, то и не обязан.

За исключением специалистов, принадлежащих к ряду профессий, таких как:

  • разного рода руководители предприятий, организаций;
  • представители спортивного мира (спортсмены, тренеры);
  • члены коллегиальных исполнительных органов предприятий, организаций.

Для каких профессий совместительство невозможно

Но и это еще не все. Ведь в законодательстве предусмотрены также специальности, представители которых не могут работать по совместительству (если на дополнительной должности они не осуществляют творческую, педагогическую, научную деятельность). Вот их перечень: военнослужащие, представители правоохранительных органов, прокуратуры, внешней разведки, служб охраны и государственных служб, судьи и адвокаты, работники Центрального банка, члены правительства и муниципальные служащие.

Дополнительно о договоре

Заключая договор на работу по совместительству, работнику важно также обратить внимание на сроки труда. В зависимости от них, определяют совместительство временное и постоянное. Названия говорят сами за себя. При постоянном между работодателем и подчиненным заключается бессрочный контракт (не имеющий определенного периода действия). Расторгается такой договор, исходя из примеров практики, преимущественно работником.

Временный договор может быть подписан на срок, не более, чем пять лет. Применяется для оформления трудовых отношений при выполнении работы временного характера (сезонная работа, на период отсутствия работника, устранение последствий чрезвычайных происшествий либо аварий, так далее).

Как принимать на работу совместителя

Прекратить трудовые отношения, расторгнув договор можно на тех же основаниях, что и при основной работе. С тем отличием, что веской причиной может считаться факт приема на должность по совместительству основного работника.

Часто читают:

Оставить комментарий