Как оформлять ИП самостоятельно – пошаговая инструкция

Вам надоело работать на кого-то, и вы решили во что бы то ни стало открыть собственное дело? Прекрасная идея. Сделать это несложно, главное – знать, с чего начать и каким образом выстроить свои дальнейшие действия, а также учитывать, сколько времени это займет. И в этом мы вам с радостью поможем. Простая пошаговая инструкция по открытию ИП во многом упростит вашу задумку и поможет правильно распланировать все действия.

С чего начать?

Итак, дело решенное – вы непременно желаете открыть ИП. Что же для этого нужно? В первую очередь – идея. Без нее, согласитесь, никуда. Именно она будет основанием для открытия ИП. Свою идею нужно грамотно оформить и составить бизнес-план. Это не так-то просто, как некоторым может показаться. Учтите, что в бизнес-плане необходимо отобразить в буквальном смысле все: стартовые вложения, планируемую прибыль и т. д.

Разработка бизнес плана

С этим планом вы смело можете отправляться на поиски инвесторов (если собственные деньги отсутствуют). Инвестор найден и готов вложить деньги в вашу идею? Расслабляться не стоит. Впереди вас ждет один из самых неприятных этапов – бумажная волокита. Но наша пошаговая инструкция поможет все сделать правильно.

Как открыть ИП?

Чтобы открыть ИП, можно выбрать один из возможных четырех способов. Сразу скажем, у каждого из них есть как свои достоинства, так и недостатки. Как бы там ни было, решать – вам. Итак, способы следующие:

  1. Самостоятельно. Конечно, придется побегать, но ваши труды будут сполна вознаграждены. Стоит отметить, что самостоятельное оформление ИП обойдется вам дешевле всего – около 800 руб. Поэтому, если деньги ограничены, этот вариант именно для вас. На его нюансах мы остановимся чуть позже.
  2. По почте. Способ схож с предыдущим, но особенно подходит для тех, кто прописан в другом городе. Да и деньги придется заплатить немного другие – больше.
  3. С помощью юркомпании. Это более затратный способ в материальном плане, но у него есть неоспоримое преимущество – вы не тратите свое время на волокиту с документацией и, естественно, при заполнении исключены любые ошибки, при этом придется заплатить немалые деньги исполнителю.
  4. По доверенности. Наименее популярный вариант.

Как открыть ИП

Сколько стоит?

У всех, кто планирует заняться частной деятельностью и только начинает регистрировать ИП, возникает вопрос: сколько это стоит? Как уже было сказано, самый бюджетный вариант открытия ИП – самостоятельно. В этом случае придется заплатить только госпошлину, размер которой в 2017 году составляет 800 рублей (согласитесь, деньги не очень большие). Если же воспользоваться услугами юрфирмы или регистрироваться по почте, заплатить придется от 1000 до 1500 рублей.

Пошаговая инструкция

ШАГ 1. Выбираем систему налогообложения

Определитесь, как будете уплачивать налоги. Важно решить это еще до того, как подадите документы в налоговую. Конечно, придется дополнительно прошерстить Интернет, чтобы принять правильное решение. Мы же скажем одно. На сегодняшний день в России действует 5 систем налогообложения. ИП, как правило, выбирают УСН, ЕНВД или патент – именно они наиболее удобны для малого бизнеса.

ШАГ 2. Определяем деятельность по ОКВЭД

Это нужно для того, чтобы в регистрационных документах правильно указать код своей предпринимательской деятельности. Все коды расписаны в справочнике ОКВЭД.

Процесс подбора кода ОКВЭД

Рекомендация: определите сразу несколько кодов, чтобы в дальнейшем не было проблем.

ШАГ 3. Подготавливаем документы для налоговой

Перед тем, как самостоятельно подать документы, несколько раз перепроверьте перечень, чтобы ни одна из бумажек не потерялась.

Нужны:

  • паспортные данные (оригинал документа+копия или же нотариально заверенная копия);
  • заявление (нюанс: при отправке заявления по почте или через представителя, его нужно заверить у нотариуса);
  • квитанция про уплату госпошлины (800 руб. );
  • копия ИНН (если нет, не проблема – его оформят при регистрации);
  • уведомление на применение УСН (нужны 2 экземпляра – для налоговой и для отметки о том, что заявление принято).

Сбор документов для налоговой

Кроме того, учтите, если документацией занимаетесь не вы, а наняли помощника, на него обязательно должна быть нотариально заверенная доверенность.

ШАГ 4. Подача документов в налоговую или МФЦ

Электронные носители для подачи документации не подойдут, потому что все копии должны быть заверены. Все бумаги должны быть сложены в файл, при этом скреплять их не стоит. Чтобы не тратить времени зря, заблаговременно позвоните в налоговую и уточните, в какой кабинет вам нужно подойти и часы его приема.

Если же решили подавать документацию чрез МФЦ, можно обратиться в любой центр – они есть в каждом регионе и принимают будущих предпринимателей не зависимо от места прописки.

Если лично отнести бумаги нет возможности, их можно отправить почтой, но обязательно ценным письмом. Или воспользоваться услугами представителя. В последнем случае паспорт (его копия) и заявление заверяются у нотариуса.

Подача документов для регистрации ИП

После того, как сдадите документы, не забудьте взять расписку, о том, что в налоговой их получили. Обязательно сохраните ее, так как расписку нужно предоставлять во время получения регистрационных документов.

ШАГ 5. Получение документов о регистрации ИП

Сколько времени понадобиться для оформления документов? Все зависит от того, куда вы обращались. Если в налоговую – забрать бумаги можно спустя 3 рабочих дня, если в МФЦ – через 7 рабочих дней. Но опять-таки, забирать их необходимо с перечнем бумаг на руках (опять-таки, электронные носители не используйте – должны быть оригиналы или заверенные копии):

  • оригинал паспорта,
  • расписка о получении документов (та, которую выдали при подаче документации),
  • доверенность (если есть представитель и он забирает бумаги).

После предоставления вышеперечисленного списка, вам на руки выдадут:

  • листок записи госреестра ИП,
  • свидетельство про счет в налоговой.

Подтверждение регистрации ИП

Второй экземпляр уведомления с отметкой налоговой подтверждает применение УСН. Также вы можете сделать запрос на информационное письмо о применении УСН. Из налоговой ваши данные передаются в ПФР, где присваивают номер регистрации. А вот коды статистики получать необязательно, правда, иногда они нужны для отчетов в Росстат. Да и в некоторых банках при открытии счета они могут понадобиться. Чтобы узнать этот код, воспользуйтесь онлайн-сервисом Росстата или запросите у него официальное письмо.

ШАГ 6. Оформляем уголок потребителя

Перед тем, как приступить к работе и начать торговлю, обязательно нужно оформить уголок потребителя, такова инструкция. Деньги для этого не нужны, а вот польза будет колоссальной. Для ИП существуют правила, как это сделать правильно. Законодательные норы регулируют, что должен включать уголок потребителя ИП. Итак, там должна быть собрана следующая информация (все копии должны быть нотариально заверены):

  • копия свидетельства о гос. регистрации,
  • копия лицензии на разрешение занятием торговлей,
  • заключение Санэпидемнадзора РФ,
  • закон РФ «О защите прав потребителей» и кодекс про административные правонарушения,
  • постановление о правилах продажи отдельных групп товаров,
  • информация о вышестоящих органах с указанием их адресов и телефонов,
  • журнал проверок деятельности,
  • график работы,
  • книга жалоб и предложений.

Оформление уголка потребителя

Кроме того, уголок потребителя должен содержать информацию с планом эвакуации при необходимости, а также материалы о пожарной безопасности, некоторые другие документы и информацию. Уголок потребителя нужно оформить грамотно и подойти к этому вопросу со всей ответственностью.

Известно немало случаев обращения клиентов/посетителей с жалобами в вышестоящие инстанции по поводу того, что в магазине не оформлен должен образом уголок потребителя или его вовсе нет. Да и вообще, уголок потребителя говорит об организованности ИП, делает его более привлекательным для розничных покупателей.

Иногда уголок потребителя способен урегулировать отношения с клиентами, особенно, если возникают спорные ситуации (сколько людей – столько и мнений), а у вас под рукой – вся необходимая документация и выдержки из закона.

А что дальше?

Учтите, что упростить работу вам помогут:

  • электронные счета-фактуры,
  • электронные подписи,
  • электронные платежи,
  • электронные сервисы подачи отчетных документов.

Что делать после регистрации ИП

Поэтому желательно заранее разобраться в этих понятиях и подготовить все необходимое. Итак, после получения всей необходимой документации, подготовки площадки для работы и оформления потребительского уголка вас можно поздравить, теперь вы официально ИП и можете в этом качестве зарабатывать свои деньги!

Но это вовсе не значит, что кропотливая работа с документами окончена. Отныне вам регулярно нужно делать отчеты о своей работе и сдавать их в соответствующие органы. А также – не забывать платить налоги, в противном случае на бизнес могут наложить арест и даже конфисковать его, а вас – обвинить в мошенничестве. Поэтому будьте внимательны, бдительны и ответственны!