Централизованные бухгалтерии образовательных учреждений

Сегодня в любой организации или компании, которые работают в РФ, ведется бухгалтерская (фиксирующая) работа, которая предполагает выполнение определенной отчетности. Ниже мы рассмотрим, что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ), которая встречается в рамках бюджетных учреждений, образовательных и муниципальных структурах, а также внутри детских садов и т.д.

Кто создает?

ЦБ, что организуется для управления культуры, образовательного типа учреждений и т.д. формируется по специальному распоряжению госструктур. В его роли могут выступать инстанции местной власти.

Именно ими принимается решение о создании такого структурного подразделения, которое выступает как самостоятельное юрлицо.

Что такое централизованная бухгалтерия

Помимо этого организация ЦБ допускается по решению других локальных и общегосударственных ведомств. При этом необходимо понимать, что самостоятельные бухгалтерии, которые работали раньше на предприятиях, которые осуществляют переход на централизованный формат, упраздняются.

Особенности бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия ведется на предприятиях и организациях (муниципальных или образовательных структурах, бюджетных компаниях, управлениях культуры и т.д.) при минимальном числе бухгалтеров. Она предполагает проверку и прием первичной документации учетного типа, а также обеспечение руководящего состава компаний приведенных в них учетной информацией.

Организация такого формата фиксирующей отчетности продиктована большей оперативностью и достоверностью. Здесь преследуются следующие цели:

  • контроль над информацией;
  • максимальная автоматизация и механизация учетно-вычислительных работ;
  • повышение защиты сведений.

Подобный формат работы подходит для предприятий (например, управления культуры, бюджетных структур, образовательных учреждений и т.д.). Изначально он организовывался как разновидность подразделения, что работал при госорганах, а также распределителя бюджетных сумм.

Главная цель создания ЦБ – повышение эффективности организации фиксирующей отчетности в бюджетных структурах (управлениях культуры, образовательных учреждений и т.д.). Однако дополнительные цели организации могут быть различными.

Нюансы централизованной бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия, точно так же, как и локальная отчетность на предприятии, включает в себя определенные отделы, а также контролеры, которые выполняют сбор документации учетно-отчетного типа, а также предварительный контроль.

Цели создания

В разнообразных структурах (управления культуры, бюджетных, образовательных или иных учреждений) ЦБ создается с такими целями:

  • установка единообразных методолого-правовых положений предприятия;
  • ведение фиксирующей отчетности;
  • минимизация затрат на организацию отчетности;
  • сбор аутентичных сведений для обслуживания ЦБ;
  • максимально рациональное применение бюджетных сумм.

Необходимо отметить, что прядок организации, а также функциональность ЦБ не зависит от того, выступает ли она в роли подразделения или только самостоятельным юрлицом.

Централизованный формат как юрлицо

В случае если ЦБ представляет собой юрлицо, тогда она должна обладать:
уставом;

  • печатью;
  • штампами;
  • бланками, на которых приведено собственное наименование структуры;
  • различными счетами (например, текущими) в Федказначействе;
  • расходно-доходной сметой;
  • имуществом, что было делегировано на основании оперативного контроля.

Бухгалтерия на аутсорсинге

В данном случае ЦБ предоставляет своим клиентам услуги аутсорсинга. На основании аутсорсинга посторонняя организация имеет право реализовывать функции (как правило — платные) по организации бухучета.

ЦБ в госсекторе

Часто подобная фиксирующая отчетность применяется в госструктурах (культуры, бюджетных, образовательных или муниципальных учреждений). Здесь работа также осуществляется на основании заключаемых договоров с обслуживающим их учреждением. Но здесь стоит отметить, что предоставление такого рода услуг осуществляется на безвозмездной основе.

Такая возможность прописана в ФЗ (п. 3 ст. 7№ 402-ФЗ).

Такой подход позволяет увеличить эффективность работы казначейств, а также минимизировать расходы на подготовку и ведения фиксирующей отчетности.

Перечень выполняемых действий

Формат централизованной фиксирующей отчетности предполагает выполнение следующих действий:

  • собственно ведение фиксирующей отчетности;
  • выполнение функций распределения финансов;
  • оснащение технической и материальной базы.

Стоит отметить, что в ситуации казенных организаций культуры, здравоохранения, а также образования в отношении работы ЦБ действуют определенные стандарты. При этом стоит понимать, что с течением времени такие стандарты претерпевают определенных изменений.

Особенности бухгалтерии бюджетных учреждений

К примеру, в последних нововведениях, что касаются последовательности ведения бухучета для бюджетных структур, четко не прописано, по каким именно принципам должна функционировать ЦБ. В результате такие учреждения регистрируются как юрлица (например, ООО). Вместо формы подразделений структурного типа здесь приобретается статус «Муниципальное учреждение».

Функционирование структуры

Централизованная бухгалтерия – специальная структура, что была открыта для систематизации фиксирующей документации бюджетных структур (управлений культуры и т.д.) и их филиалов. Сегодня такие услуги предоставляются только госорганизациями. Планируется, что они смогут занять свою нишу в этой области и создать достойную конкуренцию своим аналогам.

Варианты предоставления услуг

В структурах по ведению ЦБ для бюджетных структур образовательного плана, а также культуры используются следующие методы по ведению отчетности:

  • Аутсорсинг. Он предполагает передачу полномочий относительно ведения фиксирующей отчетности, а также начисления налогов той структуре, которая будет выполнять данную работу;
  • Инсорсинг. Предполагает передачу фиксирующей отчетности отделу, что создан структурами местной власти. Здесь передача полномочий осуществляется созданному юрлицу, которое способно и уполномочено осуществлять функции ЦБ. Причем отделы, которые занимаются такого рода деятельностью, могут выступать в роли самостоятельного учреждения, либо как отдельное подразделение.

Правила ведения централизованной бухгалтерии

Какой формат работы будет использован, бюджетные организации (образовательных и муниципальных учреждений, а также управления культуры и т.д.) определяют в зависимости от эффективности применения каждого формата.

ЦБ и информатизация

Сегодня, когда активно происходит введение электронных вариантов документооборота, создание ЦБ представляет собой очень выгодное решение.

Такое решение несет в себе массу плюсов (минимизация расходов, повышение эффективности отчетов и т.д.), что положительным образом влияет на работоспособность предприятий и позволяет вести более точный и правильный отчет.

Следует отметить, что функционирование фиксирующей отчетности по централизованному типу регламентируется сегодня нормативно-правовыми актами, которые подписываются структурами местной власти. Также регламентация здесь осуществляется со стороны устава МКУ.

Передовая форма отчетности

Сегодня ЦБ представляет собой прогрессивную форму ведения бухучета для соответствующих структур. Здесь усовершенствование фиксирующей отчетности достигается за счет централизации системных функций с задействованием современного ПО, а также имплементации авангардных методологий учета. Это позволяет усилить контроль, а также существенно минимизировать затраты на ЦБ как таковую.

Права работников

Главные бухгалтера, которые работают в ЦБ, имеют право первой подписи на соответствующих документах, которые относятся к реализации смет относительно содержания фиксирующей отчетности формата ЦБ.

Какие права есть у главного бухгалтера

Их работа заключается в составлении бухотчетности, которая в обязательном порядке отражает имущественный состав структур, а также источник его формирования. Вся деятельность выполняется в строгом следовании Типовому положению, что разработано специально для ЦБ. В этом положении прописана структура, а также права и обязанности главбухов ЦБ. Помимо этого в данном положении описывается взаимоотношение ЦБ с предприятиями, которые они будут обслуживать.

Заключение

Централизованный формат представляет собой высшую ступень систематизации бухучета, которая предполагает ведение фиксирующей отчетности для нескольких видов предприятий однородного типа работы.

В результате, получается сосредоточить бухгалтерскую деятельность в одном месте – централизованной учетной инстанции.

Такой подход обладает массой преимуществ, которые обеспечивают более эффективную отчетность, а также позволяет минимизировать расход организаций на содержание требуемого для нормального ведения фиксирующей отчетности штата специалистов.