Унифицированная форма первичных бухгалтерских документов

Без бухгалтерской (фиксирующей) отчетности сегодня невозможно представить работу ни одной компании. Поэтому специалисту, занятому в этой сфере, необходимо знать все о формах бухгалтерской отчетности организаций. Об этом будет рассказано ниже.

Азы работы

Любой бухгалтер в финансовой или любой другой отчетности всегда опирается на номенклатуру первичных документов. Необходимо понимать, что до 2013 года в целях налоговой или фиксирующей отчетности специалистами могли задействоваться исключительно унифицированные номенклатурные образчики.

Что такое первичные документы в бухгалтерии

Все конфигурации, по которым необходимо весть оформление первичных документов, называются «унифицированные».

Стоит отметить, что существуют документы, оформление которых дозволяется в свободном формате. Связано это с тем, что для них единообразные формы не предусмотрены.

Обязательно или рекомендовано?

В 2011 году вступил в силу новый закон относительно ведения фиксирующей отчетности (№ 402-ФЗ). Согласно нему все экономические субъекты получили возможность осуществлять самостоятельную разработку номенклатур первичных документов. Но при условии выполнения в данном процессе определенных требований, касающихся такого рода документации.

Введение закона привело к тому, что превалирующее большинство стандартизированных образчиков для первичных документов приобрели статус рекомендуемых. Хотя некоторые сохранили за собой пометку «обязательные».

Обязательные категории

Первичные документы, что имеют унифицированные образчики, установлены в строгом соответствии с существующими федеральными законами. В данном случае бумаги, имеющие унифицированные образчики, включают в себя:

Зачем нужны унифицированные формы первичных бухгалтерских документов

  • Кассовую документацию. Здесь унифицированные образчики были взяты из образчика, что был утвержден вышедшим формуляром Госкомстата РФ № 88.
  • Накладная транспортного типа, которая оформляется по «приложению 4» из Правил перевозок грузов для автомобильного транспорта. Однако здесь имеется разъяснение от налоговой, согласно которому возможна замена данного бланка на иной формат.

В результате можно заключить, что стандартизированная номенклатура является обязательной только для документации кассового типа. Это необходимо учитывать, занимаясь оформлением финансовой отчетности.

Альбом для унифицированных образчиков

Говоря о формах бухгалтерской отчетности организаций, нельзя не затронуть тему альбома для унифицированных образчиков. Под ним следует понимать тематическую подборку существующих на сегодняшний день образчиков первичных документов. Подобный альбом скомпонован по следующим видам учета:

  • операции кассовых категорий;
  • рабочего времени, штата, а также калькуляции жалования персонала;
  • торговых видов операций;
  • материалов;
  • нематериальных активов, а также основных средств;
  • товарно-материальных категорий и созданной продукции;
  • результатов проведенной инвентаризационной описи и т.д.

особенности кадровой документации

Кадровая документация

Стандартизированную номенклатуру также имеют первичные документы кадрового типа. Здесь под перечень первичных бумаг подпадают разнообразные ведомости, табеля и т.д.

Единообразный формат для такого рода первичных документов в финансовой отчетности был установлен формуляром Госкомстата РФ № 1, который вышел 05.01.2004.

Условно такие форматы можно поделить на две категории:

  • бумаги, относящиеся к кадровому учету (например, штатное расписание или личная карточка сотрудника);
  • документация, которая отражает в себе расчетные операции, проводимые с персоналом (например, зарплатные ведомости и т.д.).

Контроль операций кассовой категории

Здесь использование стандартизированных образчиков для первичных документов при составлении финансовой отчетности является обязательным требованием.

Контроль за кассовой документацией

Для этих целей применяются специально разработанные альбомы, что были утверждены Госкомстатом РФ. Это требование касается кассовой книги, ордеров и т.д.

Стоит отметить, что образцы компоновки подобной документации можно отыскать на специализированных порталах и скачать в любом из удобных форматов.

Стандартизированная форма: что это?

Оформление первичных документов для финансовой отчетности, которые требуют использования единообразных форм, предполагает знание нужного формата.

Стандартизированная форма для документа представляет собой специальный бланк, оснащенный реквизитами. Эти реквизиты являются обязательными к использованию.

Для каждого вида документа применяются свои собственные реквизиты. Также использование такой формы предполагает наличие стандартизированного текста.

Правила оформления

Все документы, которые являются частью фиксирующей или финансовой отчетности, при использовании стандартизированных номенклатур, должны в обязательном порядке состоять из трех частей:

Как оформляются бухгалтерские документы

  • заголовок;
  • содержание;
  • оформление (заключение).

Для каждой части существуют свои требования, правила и особенности оформления.

Заголовок

В заглавии стандартизированного образчика первичной документации содержатся сведения, которые являются едиными для всех видов бумаг. В эту часть вносятся следующие данные:

  • наименование используемой конфигурации;
  • код (ОКУД), что имеет выбранный формат документа;
  • дата, на которую будут представлены сведенья, описываемые в бумаге;
  • название учетного субъекта;
  • наименование подразделения структурной категории учетного субъекта, где был создан данный документ;
  • название учредителя;
  • название единиц измерений.

Структура бухгалтерских документов

Все эти сведения в обязательном порядке включаются в заголовок документа, оформляемого для финансовой или фиксирующей отчетности.

Содержательная часть

Содержание (суть) подается в текстовом или табличном формате. В ней отображаются показатели и коды (по определенным классификаторам), а также предмет проведенных манипуляций, хозопераций. Значения, что приводятся здесь, имеют денежный или натуральный эквивалент.

Заключение

В заключительной части обязаны содержаться подписи (приводятся с расшифровкой) от требуемых должностных лиц, что несут ответственность за сведенья, занесенные в документ.

Также в данной части ставится дата подписания бумаги, подается подпись с соответствующей расшифровкой, а также указывается контактный номер телефона.

Перечень используемых унифицированных форм

В нашей стране перечень применяемых в финансовой или фиксирующей отчетности стандартизированных форм утверждает Приказ Минфина (№ 173н, № 66н).

Какие существуют формы бухгалтерской отчетности

Стоит отметить, что Приказ Минфина № 173н содержит непосредственную номенклатуру форм.

В то же время Приказ Минфина № 66н регламентирует порядок их заполнения.

Приказ Минфина № 66н вступил в действие с 20 июля 2010 года. Он играет роль регулятора нормативно-правовых аспектов фиксирующей отчетности. Применять

Приказ Минфина № 66н должны все организации, которые ведут свою деятельность в пределах РФ.

Приказ Минфина № 66н ответственен за утверждение отдельных конфигураций для фиксирующей отчетности. При этом Приказ Минфина № 66н не регламентирует эти моменты для муниципальных госструктур, а также кредитных компаний.

Приложения приказа

Приказ Минфина № 66н содержит четыре приложения:

О чем гласит приказ Минфина № 66н

  • приложение №1 – включает баланс и отчет, разработанный по данным убытков и прибыли;
  • приложение №2 – содержит в себе три формы ведения отчетности: относительно целевого применения средств, об изменениях капитала и об их перемещении;
  • приложение №3 – представлены варианты оформления с пояснениями. Они составляются к отчетности относительно убытка и прибыли, а также к фиксирующему балансу;
  • приложение №4 – здесь приведены кодировки строк. Они указаны в специальных форматах. Такая кодировка предоставляется на основании итога за год и подается в исполнительные органы (например, в госстатистику).

Как видим, в каждом из приложений представлены несколько вариантов отчетности. Данный приказ Минфина охватывает все моменты, что касаются оформления первичной документации для фиксирующей отчетности. При этом приказ Минфина учитывает особенности каждого регламентированного аспекта.

Форматы отчетности

Занимаясь оформлением финансовой или фиксирующей отчетности необходимо знать основные ее форматы. Все они приведены в приказе Минфина № 66н. Под формами фиксирующей отчетности следует понимать графики и таблицы. В них заносятся сведения о предприятии и передаются в госорганы для дальнейшего анализа и учета.

Какие существуют формы финансовой отчетности

Приказ № 66н был разработан с целью усовершенствования существующей в РФ единой системы бухучета. Он устанавливает виды, состав и систему заполнения конфигураций.

Какие форматы существуют?

На сегодняшний день приказ Минфина № 66н определяет следующие форматы, используемые для фиксирующей отчетности:

  • баланс (форма № 1) – главный документ во всей отчетности. В нем отражаются все существующие у предприятия обязательства и активы. Также здесь приводится их соотношение;
  • отчет, касающийся категории убытков и доходных поступлений (форма № 2) – здесь отображаются экономические показатели, что были получены в ходе реализации хозопераций;
  • отчет касательно изменений капитала (форма № 3) – в данном документе отражается перемещение капитала предприятия за конкретный целевой период. Также здесь приводятся любые изменения величины капитала;
  • отчет, фиксирующий передвижение денежных средств (форма № 4) – содержит сведения относительно конкретных видов активов организации. Также здесь отображены обязательства компании, источники ее финансирования и структура;
  • приложение (форма № 5) – включает данные о системном и аналитическом учете по фиксирующим счетам;

Приказ минфина №66н и его содержание

  • отчет относительно целевого применения средств (форма № 6) – регламентирован для компаний некоммерческого формата.

Финансовая отчетность и ее формы

Под финансовой отчетностью следует понимать совокупность форм, что были составлены на основании информации, полученной из финансового учета. Она выполняется для сбора, а также обобщения сведений, которые нужны для планирования работы организации в будущем. Она состоит из четырех основных форм:

  • фиксирующий баланс;
  • отчет, который отражает убытки и прибыль компании;
  • отчет, отражающий любые изменения в капитале организации;
  • отчет, который содержит сведения относительно движения средств.

Помимо этого для такой отчетности также были разработаны дополнительные приложения. При этом в зависимости от длительности установленного расчетного периода каждый из четырех форматов может быть промежуточным или годовым.

Внесенные изменения

В 2013 году требования, которые относятся к применению при оформлении первичной документации унифицированных конфигураций согласно принятому закону №402-ФЗ, перестали действовать. Однако для большинства хозяйствующих структур применение в своей деятельности таких форм является привычным. Поэтому они продолжают использовать их при подготовке отчетной документации. Ведь закон не содержит прямого запрета на их использование в работе.

Какие изменения внесли в первичную документацию

Связано это с тем, что самостоятельная разработка конфигураций для бумаг требует определенного времени, дополнительных затрат и специальных знаний.

Также в этом деле нужно задействование специального программного обеспечения с периодической настройкой. Плюс необходимы и новые бланки. При этом при использовании самостоятельно разработанных форм могут возникнуть определенные трудности в работе, как с контрагентами, так и внутри самой организации.

Тонкости принятых изменений

Независимо от начавшего действовать в 2013 году закона относительно стандартизированных форм для первичной документации, полный отказ от их применения может привести к непредвиденным последствиям. При этом обязательными к использованию по-прежнему остаются формы, что были установлены специальными и уполномоченными инстанциями на основании иных законов (например, это касается документации кассовой категории).

Поэтому при оформлении отчетности нужно быть очень внимательными, чтобы исключить риск возникновения несоответствий или проблем с деловыми партнерами.

Как правильно оформлять бухгалтерскую документацию

Заключение

Занимаясь оформлением отчетности на любом предприятии, необходимо правильно работать с первичной документацией. Зная основные формы бухгалтерской отчетности и правила ее ведения, можно избежать массы проблем, которые нередко возникают с контролирующими инстанциями. При этом особое внимание следует уделять оформлению первичных документов, так как они являются основной всей отчетности.

В результате, ошибки, закравшиеся в них, будут дублироваться на последующих уровнях документов, и итоговая отчетность будет в корне неверна.