Нормативные регулирования бухгалтерского учета и основные документы

Почему учёт стал столь важной частью предпринимательства и какую роль он играет в современном бизнесе? Следует упомянуть тот факт, что ведение бухгалтерии является делом публичным и может предаваться огласке. Для этого все нормативные положения, которые касаются финансового учёта предприятий и организаций, закрепляются на законодательном уровне в РФ.

Законодательное урегулирование бухгалтерской учётности

Именно от прозрачности подаваемых сведений зависит каждое решение предполагаемого бизнес-партнёра. Кто захочет иметь дело с предприятием, у которого бухгалтерия не имеет порядка и систематизации, не отвечает современным стандартам бухгалтерского учёта?

Регулирование бухгалтерии государством

Почему перед РФ стоит такая важная задача – произвести реформу в сфере бухгалтерского учёта? Это очень просто объясняется. Наша страна только-только начинает переходить на реальную рынковую экономику, но даже имея такие колоссальные человеческие и материальные ресурсы, нам бывает сложно конкурировать с экономиками других стран, у которых совершенно другой подход к бизнесу и, в частности, к бухгалтерии.

Нормативные уровни регулировочной документации

Для того чтобы помочь экономике РФ занять должное место среди других стран, наше правительство ещё с середины 90-х годов учредило начало реформирования сферы бухгалтерского учёта. Это делается с расчётом на переход к международным стандартам финансовой отчётности, от которых наши уровни пока что отстают.

Разумеется, это дело не одного дня и даже не года, но все шаги, которые были сделаны в этом направлении, говорят о готовности к плотному международному предпринимательскому и финансовому сотрудничеству, без которого в современном мире сложно представить себе процветающую страну.

ормативные уровни документации

Что же было сделано до сегодняшнего дня? Какие типы законодательных актов были приняты и что ими предусмотрено – мы рассмотрим в нашей публикации.

Первый уровень в системе регулирования

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта совершается таким образом. Если разделять систему по регулированию бухгалтерского учёта, то в первую очередь нужно выделить акты, принимающиеся на самом высоком уровне – самим президентом РФ и правительством, которые как никто заинтересованы в модернизации учёта в нашей стране и их уровне. От этого напрямую зависит наша финансовая мощь и потенциал.

Регулирование первого уровня

В этом ключе принимаются законодательные акты, которые косвенно или напрямую касаются самого процесса организации и проведения бухгалтерского учёта на предприятиях РФ.

Самый главный был принят ещё в 2011 году и с тех пор к нему постоянно принимаются поправки или дополнения, которые качественно улучшают правовое содержание данного документа, делая его более актуальным для бухгалтерии РФ.

Законодательная база

Федеральный закон РФ о бухгалтерском учёте является той необходимой вехой, на которой строится вся система учёта страны. Он обеспечивает не только необходимую законодательную базу для эффективного ведения финансового учёта разной степени значимости в нашей стране, но и помогает решать споры, которые могут возникать.

В нём подробно описаны и рассмотрены чёткие определения бухгалтерской учётности, как она должна вестись, в каких рамках закона ей позволено быть, а также прописаны основные требования к документации, отчётности. Также им непосредственно регулируется сама система бухгалтерского учёта как процесса.

Законодательная база регулирования

Какими документами представлен второй уровень?

Что касается официальной актовой документации РФ, касающейся бухгалтерского учёта, то следующий её уровень состоит из системы нормативных положений по бух. учёту. Что же это значит?

Эту часть документов называют нормативной, потому что именно в ней прописаны основные нормы функционирования бухгалтерии как таковой. В них содержится очень важная информация следующего содержания:

  • правила ведения непосредственно бухгалтерского учёта;
  • правила подачи бухгалтерской информации по различным объектам бухгалтерского учёта;
  • подаётся обязательный перечень необходимой информации, которая должна быть показана в бухгалтерской отчётности;
  • закреплённые международные стандарты бухгалтерского учёта.

Документы второго уровня регулирования

Можно сказать, что документы этого уровня призваны более доступным способом разъяснять правовое основание федерального закона о бух. учёте в РФ, который принят на наивысшем уровне и не всегда может быть понятен новичкам в сфере бухгалтерии.

Основное правило бух. учёта

Следует заметить, что основным правилом бухгалтерского учёта, которым пользуются как начинающие бухгалтеры, так и Министерство финансов, является правило № 4/99, которое помогает совершать следующие функции:

  1. Определение типичных для всех предприятий форм бухгалтерской отчётности;
  2. Подача подробной инструкции о порядке произведения бухгалтерского учёта;
  3. Особенности проведения бух. учёта в случае ликвидации предприятия, его реорганизации или реструктуризации;
  4. Правила проведения сводной финансовой отчётности предприятий;
  5. Свод основных правил проведения учёта для особого вида предприятий – страховых организаций и фирм, негосударственных организаций, для участников финансового рынка и торговли ценными бумагами;
  6. Описание очерёдности публикации отчётов.

Основные правила бухучета

Вышеперечисленные документы принадлежат к юрисдикции исполнительных органов власти, которые занимаются мониторингом ситуации в бухгалтерской сфере и предпринимают активные шаги по её усовершенствованию.

Третий уровень системы регулирования

Какие же документы принадлежат к этой категории? В первую очередь это методические разработки исполнительных органов власти РФ, которые являются уполномоченными в этой сфере. Их заданием является подготовка и законодательная реализация рекомендаций и инструкций по ведению бухгалтерской отчётности.

Они могут быть разработаны непосредственно профильными министерствами, которые занимаются реформированием системы бухгалтерского учёта РФ. В их разработке также могут принимать участие федеральные органы власти. Этот законодательный процесс имеет большую важность для творения системного законодательства по регулированию бухгалтерского учёта. Непосредственно все разработки идут на подкрепление и усовершенствование законодательных актов первого и второго уровней, о которых мы упоминали ранее.

Регулирование третьего уровня

Их непосредственное значение состоит в том, что они определяют нормы и правила бух. учёта для различных отраслей экономики. При этом учитываются особенности как непосредственно типа предприятия, которое подлежит бухгалтерской учётности, так и особенностям отрасли экономики, в какой оно представлено.

Документальная база

Какие же документы можно перечислить для иллюстрации их непосредственного значения? Вот некоторые из них:

  • планы по реализации бухгалтерского учёта финансово-хозяйственных операций для различных видов предприятий или организаций;
  • стандартные формы для проведения бухгалтерской отчётности предприятий;
  • разработанные методические рекомендации по процессу инвентаризации хозяйственного имущества предприятия.

Документы четвёртого уровня регулирования

Документация, принадлежащая к этой категории, не настолько значительна в масштабе своего действия, но от этого она не становится менее важной для общей системы бухгалтерского учёта РФ. Она являет собой непосредственно рабочие документы организаций, которые занимаются бухгалтерским учётом.

Четвертый уровень регулирования

В них прописаны основные рабочие положения и правила работы с бухгалтерской учётностью и проведением отчётности любым из способов, которые на данное время предлагает Министерство финансов РФ.

Естественно, они предназначены исключительно для внутреннего пользования на предприятиях, потому что утверждаются непосредственным руководителем конкретной организации.

Важно знать!

Вся основа этой документации, начиная с содержания, полученного статуса, взаимодополнения с другими учетными документами, до порядка подготовки утверждается лично руководителем конкретной организации. Разумеется, им следует действовать не наобум, а придерживаться в рамках своей деятельности и принятия решений, касающихся бухгалтерского учёта, основных законодательных актов РФ и федеральных законов.

Концепция бухгалтерского учета РФ

Если сделать небольшую историческую ремарку, то с начала 90-х годов, то есть с провозглашения Россией независимости государственное влияние на сферу бухгалтерского учёта постепенно уменьшается. Это объясняется переформатированием внутреннего рынка РФ с плановой, то есть руководимой государством, экономики, на рыночную.

Каким должен быть бухгалтер

Это как раз и поспособствовало быстрому развитию частного предпринимательства, которое в силу своей деятельности обязано производить бухгалтерский учёт.
В связи с этим уже в 1997 году была принята Концепция бухгалтерского учёта РФ, которая максимально ускорила реформирование системы бухгалтерского учёта. Именно принятие этого решения позволило уже через год составить масштабную программу по реформированию бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности. Такое сотрудничество позволило РФ в рекордные сроки сделать огромный рывок в этой сфере и сделать финансово-учётную деятельность для предприятий более простой и слаженной.

Учётная политика в бухгалтерской сфере

Следует принимать ко вниманию тот факт, что в силу обстоятельств и огромного вида организаций и предприятий, невозможно полностью регламентировать форму и содержание документа бух. учётности. Поэтому в правиле бухгалтерского учёта под названием «Учётная политика организации» предусмотрено, что руководство каждого предприятия или организации имеет право самостоятельно выбирать тип документа, по которому будет совершаться бухгалтерская отчётность.

Документальная база регулирования бухучета

Раз и навсегда

Разумеется, типы документов на рассмотрение предоставляет государство. Но принятая однажды руководством учётная политика должна быть закреплена документально и проводиться постоянно и последовательно, смена формата документов отчётности после этого недопустима.

Ответственность за выбор учётности для организации, системное проведение бухгалтерского учёта, за его своевременную подачу, за соблюдение законодательства РФ при проведении любых хозяйственных операций несут руководители фирм и предприятий.

Они могут для этого завести штат сотрудников для проведения бухгалтерской отчётности или вести её сами – это не имеет значения. Важна только её правильность, законность и своевременность.

Государство предпочитает, чтобы действующие отечественные предприятия совершали процесс бухгалтерской учётности по стандарту, определённому в начале своей работы. Если же возникла срочная необходимость в её смене, здесь спасением могут стать только те основания, которые заранее были предусмотрены законодательством. Других вариантов для решения данной ситуации не существует.

Основы учетной политики

Регулирование бухгалтерии

Бухгалтерия – это та часть работы любого предприятия, без правильной постановки которой невозможно себе его представить. От грамотности проведённого учёта зависят многие факторы, такие как доверительные отношения с реальными и потенциальными партнёрами, отсутствие материальных убытков в компании и т. д.

От кого же зависит в большей степени успех предприятия – от непосредственного руководителя или от главного бухгалтера? На этот вопрос очень сложно дать однозначный ответ. Можно сказать, лишь одно – должность бухгалтера, особенно главного, престижна и высокооплачиваема, но требует большой концентрации и понимания сути своей профессии.

Законодательная база

Все правовые отношения, касающиеся бухгалтерии, хозяйственного учёта, соблюдения норм законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт, довольствуются установленными нормами как трудового законодательства нашей страны, так и отдельных положений административного. Именно в этом состоит сложность работы в бухгалтерской сфере – нужно всегда быть в курсе новостей законодательного процесса, так как они непосредственно влияют на осуществление бухгалтерского учёта.

Нормативные документы

Должность главного бухгалтера на любом типе предприятия играет очень важную роль. Апеллировать к его решению может исключительно сам руководитель с условием принятия на себя ответственности за решение определённого вопроса. Бухгалтер должен быть законодательно обознанным, чтобы каждое своё действие или отказ о выполнения указаний, грамотно и профессионально мотивировать.

Требования к бухгалтерскому отчёту

Нельзя не отметить тот факт, что государство отлично контролирует бухгалтерскую учётность на различных предприятиях.

Нормативная база бухгалтерского учёта выполняет важную функцию контроля.

Это совершается не только путём изучения поданных данных от организаций, но и строгим процессом внедрения новых правовых норм в его деятельность.
Те требования, которые необходимо выполнять в точности указанной в законодательных актах, охраняются федеральным законом. Именно его положения полностью отражают как государственную политику в сфере контроля и реформирования бухгалтерского учёта, так и основные принципы его совершения на предприятиях.

Бухгалтерская ответственность

Общая цель

Главная цель, которая достигается при внедрении этой нормы в жизнь – это единство и целостность системы бухгалтерского учёта в стране. Это позволяет не только в точности сопоставлять данные, поданные предприятиями, но и сравнить их с другими показателями.

Работа бухгалтера состоит в учёте, отражении и обработке всех возможных составляющих предприятия и перевод их в денежный эквивалент. Нормативное регулирование бухгалтерской отчётности является одним из основных критериев государственного влияния и контроля над совершением учёта в стране. Подобная оценка имущества и активов позволяет реально в каждый период его существования адекватно оценить стоимость организации или фирмы, изучить её потенциал и будущие возможности, подсчитать вероятную прибыль или убытки.

Документы для бухгалтерской учётности

Современная бухгалтерия при подборе пакета документов, необходимых им в рабочем процессе, в первую очередь, руководствуется нормами существующего законодательства. Нормативная база бухгалтерского учёта содержит краткую опись всех составляющих процесса учётности.

Пакет документов для бухучетности

Для этого необязательно иметь под руками их чёткие образцы. Достаточно периодически ознакомляться с их перечнем и необходимым содержанием для точного составления аналогов на своём рабочем месте. Наше законодательство полностью помогает в этом как начинающим бухгалтерам, так и профессионалам своего дела.

Все их характеристики, размещённые в законе, соответствуют современному ведению бухгалтерии и актуальны как для отечественных предприятий, так и для зарубежного сотрудничества. Эти документы также бывают разного предназначения. Они могут быть как иллюстрация хозяйственной деятельности предприятия, оправдывать уместность и правомерность заключения каждой сделки или операции.

Также параллельно с ними существуют документы для учётности, не нуждающиеся в определении своей формы.

Они должны регистрироваться бухгалтерией конкретного предприятия с обязательным обозначением его реквизитов в документе.

Цель бухучетности

Способы регулирования бухгалтерии

Согласно установленным юридическим нормам, нормативное регулирование бухгалтерского учета может влиять на процесс следующими способами:

  • при помощи обязывания выполнять установленные задания – создавать и свободно предоставлять документы по бухгалтерскому учёту;
  • возможность позволения организациям, которые проводят учёт, иногда проводить расчётные операции аналогичным, более подходящим им образом;
  • запрещение на проведение и использование в бухгалтерской деятельности определённых методов.

Каждый из них может быть использован поодиночке при регулировании бухгалтерии отдельно взятого предприятия. Здесь всё зависит от того. какой из типов регулирования был выбран. Именно от его основных положений зависят последующие возникающие противоречия при проведении учётности.

Регулирование бухучета

Очень часто компании как раз на этих противоречиях и строят основную учётную политику, исходя из того, какая деятельность разрешена согласно их основным положениям. Но стоит помнить, что эти противоречия в обращении с документацией возникают только тогда, когда основным принципом регулирования бухгалтерии предприятия является дозволение, а не запрет или произвольный выбор проведения бухгалтерского учёта.

Пробелы в регулировании бухгалтерского учёта

При проведении учётности возникают такие ситуации, когда не хватает правового урегулирования некоторых моментов. Что же делать в такой ситуации? Согласно поправке к законодательству, в таком случае необходимо самому руководству организации коллективно выбрать тот способ, согласно которому наилучше будет урегулирована данная ситуация.

Вышеуказанные противоречия могут возникнуть не только при работе с документами одного правового уровня, о которых мы уже рассказывали, но и между документацией разных уровней. В таких случаях их нужно решать, прибегая к использованию юридической помощи, которая поможет оптимально решить конкретный спор.

Пробелы в системе контроля бухучета

Также организация может самостоятельно принять участие в процессе создании и утверждения недостающей нормы для бухгалтерского учёта. Каким образом создаётся эта поправка? Для начала ищут схожие поправки законов любого уровня, которые бы могли бы помочь урегулировать ситуацию. В том случае, если их не было обнаружено, возможно разработать их самому и с помощью арбитражного суда разрешить для использования на предприятии.