Бухгалтерская отчетность организаций и основы организации бухучета

Бухгалтерская отчетность организации представляет собой способ предъявления информации о работе предприятия, а также его взаимодействия с иными структурами и собственниками. Поэтому для правильного ее ведения следует знать соответствующую законодательную базу (ПБУ 4/99 и другие статьи). Иначе риск некорректной подачи данных чреват самыми разнообразными проблемами.

Основы бухотчетности

Бухгалтерская отчетность организации является необходимостью для любого предприятия (в банках, строительных, коммерческих и бюджетных компаниях и т.д.). Пример ведения такой отчетности существует для предприятий любого отраслевого сектора. Часто для ее ведения используется «система Главбух», которая опирается на особенности бухучета в каждой организации (в банках, строительных, коммерческих и бюджетных структурах и т.д.). Фиксирующая отчетность служит доказательством того, что предприятие ведет прозрачную деятельность.

Регламентирует данный вид отчетности положение ПБУ 4/99. В ПБУ 4/99 определяется содержание, состав, а также методологические основы организации бухгалтерского учета. Формуляры ПБУ 4/99 определяют правовое положение фиксирующей отчетности.

Понятие бухотчетности

Стоит отметить, что положение ПБУ 4/99 не регламентирует положение кредитных структур и госинстанций. Для всех остальных положение ПБУ 4/99 (пример: для строительных, коммерческих и бюджетных компаний, в банках и т.д.) актуально. Положение ПБУ 4/99 несет в себе перечень наиболее важных моментов отчетности.

Параметры отчетности

Бухгалтерская отчетность организации или компании, пример которой прописан для любых видов деятельности (в банках, бюджетных, строительных и т.д.), имеет свои характеристики и особенности. Во многом их определяет положение ПБУ 4/99. На сегодняшний день выделяют такие пункты соответствия, которым обязательно должна отвечать фиксирующая отчетность:

  • совокупность;
  • аутентичность;
  • стандартизированность;
  • своевременность.

Им должна соответствовать не только бухгалтерская, но и налоговая отчетность организации. Пример ведения последней также регламентируется законодательно-нормативной базой. При несоответствии ведения отчетности описанным выше критериям могут удерживаться административные санкции за искажение информации о реальном положении дел в банках, бюджетных, строительных и других структурах.

Кто ответственен

Особенности ведения фиксирующей отчетности перечисляет положение ПБУ 4/99. Точно также в законодательной базе прописана ответственность, которая возникает за неверное оформление документации. Однако стоит отметить, что законодатель не дает четкое определение того, что являет собой бухгалтерская отчетность организации, а если быть точнее, то это касается ее организации. Бухучет в РФ регулирует не только положение ПБУ 4/99, но и приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н.

Как ведется бухучет в организации

За систематизированное ведение бухучета ответственность по закону несет руководитель организации (пример: в банках, строительных, бюджетных структурах и т.д.). Практические нюансы здесь такие:

  • Система бухучета должна быть оформлена юридически. Пример такого оформления: издание приказов, оформление разнообразных формуляров, актов, проведение операций и т.д.
  • Данная система должна быть технически обеспечена. Пример такого обеспечения – закупка бухгалтерского ПО (к примеру, «система Главбух»), имущества (компьютеры и т.д.) и всего того, что необходимо специалистам для качественного выполнения их функций.
  • Организация правильного ведения фиксирующего учета.

Под ведением бухучета понимается не только надлежащее оформление документации предприятий, но и отправка отчетов в соответствующие контролирующие государственные инстанции.

Кроме руководителя возлагаться ответственность за системное ведение фиксирующей отчетности может и на иное лицо, что допускается правилами. Ответственность за этот вид деятельности в любой организации (в банках, строительных, бюджетных структурах и т.д.) может перекладываться на специалиста, сведущего в вопросах ведения и систематизации отчетности. На него ответственность возлагается руководителем организации.

По закону ответственность за организацию фиксирующего учета несет:

  • Главный бухгалтер. В банках ответственность такого рода возлагается исключительно на главного бухгалтера.
  • Любой компетентный работник (строительных, коммерческих, бюджетных структур и т.д.).
  • Стороннее физлицо или организация, которая несет ответственность согласно договору о предоставлении конкретных видов услуг.

Ко несет ответственность за ведение бухгалтерской отчетности

Без привлечения иных лиц (внештатных и штатных) самостоятельно организовывать фиксирующий учет может руководитель:

  • Субъекта хозяйственного плана, который имеет законное право использовать упрощенный вариант систематизации отчетности.
  • Организации среднеразмерного бизнеса.

В этом случае ответственность может ложиться исключительно на руководителя. Ответственность подразумевает ведение бухучета согласно действующим законодательным нормам. В противном случае существует высокий риск появления проблем с контролирующими инстанциями.

Оптимизация бухучета

Сегодня, с целью упрощения, оптимизации и эффективного ведения бухучета различные организации (особенно в строительных, коммерческих, бюджетных структурах, банках и т.д.) используют специальное программное обеспечение и базы. Пример одной из таких баз является «система Главбух».

Интерактивная база «Система Главбух» содержит подборку специальных и эксклюзивных рекомендаций, направленных на оптимизацию планирования фиксирующей отчетности, а также кадрового делопроизводства. Таким образом «система Главбух» является специальным справочным подспорьем для бюджетных, строительных и иных структур. Например, она часто используется в банках.

Оптимизация бухучета и система Главбух

«Система Главбух» позволяет использовать в делопроизводстве и составлении отчетности исключительно актуальные сведения. Это связано с тем, что «система Главбух» ежедневно проводит обновление своих компонентов и материалов. Каждая рекомендация, которую предоставляет «система Главбух», позволяет предприятиям избегать штрафов и претензий, возникающих при неверном ведении отчетности со стороны контролирующих органов.

Поэтому самым полезным разделом, который имеет «система Главбух», являются именно эти рекомендации. Пример других разделов, содержащихся в «системе Главбух» можно узнать, зайдя на соответствующие целевые порталы. Также хороший пример того, как эффективно ознакомиться с тем, какие особенности имеет данная система, можно, посетив тематические лекции.

Бюджетная организация и бухучет

Фиксирующая отчетность в бюджетных структурах имеет свои особенности, которые отделяют ее от аналогичных процедур для коммерческих компаний. Эти особенности обусловлены существующим правовым полем, которое описывает процесс, процедуру, а также инструкции по организации бухучета.

Особенности бухучета бюджетных организаций

Особенности организации бюджетной фиксирующей отчетности включают совокупность следующих моментов:

  • мониторинг изменений сметной разводки;
  • организация учета, что идет в разрез с бюджетным классифицированием;
  • разграничение фактической и кассовой шкалы расходов;
  • наличие отраслевых особенностей учета.

В связи с наличием ряда особенностей организации бюджетной фиксирующей отчетности возникают дополнительные общие задачи. К примеру, ведение точного выполнения утвержденного бюджетного уровня, а также следование финансово–бюджетному распорядку, выявление дополнительных видов расходов и мобилизация бюджетных средств.

Форма отчетности

Бухгалтерская отчетность, формой своего ведения, определяется выбранной системой налогообложения, которая бывает общей (ОСН) или специальной (совмещение УСН с ЕНВД).

Выбравшие вариант ОСН, обязаны оформлять фиксирующую документацию по форме, закрепленной Минфином РФ. Здесь, с целью подачи достоверных сведений по окончанию каждого срока следует провести ревизию всех сведений, а также завершить все операции. Тут главным документом будет баланс. Он включает совокупность критериев, что отображают деятельность конкретной организации в денежном эквиваленте. Поэтому здесь следует составлять пояснительный формуляр, оформленный по форме Ф-5.

Нормы ведения бухгалтерского учета

Помимо баланса необходимо составить отчет, отражающий финальные финансовые итоги (убыток, прибыль). Для его оформления предусмотрен формуляр Ф-2.

Субъекты предпринимательства по действующему законодательству, должны отчитываться о любых корректировках капитала (Ф-3), целевом израсходовании средств (Ф-6) и их трансфере (Ф-4).

Иногда отчетность должна включать в себя такой документ, как выводы аудиторского мониторинга. Аутентичность созданных отчетов заверяются подписями главбуха/ответственного исполняющего и руководителя.

Процедура и сроки подачи

В ведении фиксирующей отчетности, важными частью являются сроки, а также порядок ее подачи. Эти моменты прописаны в соответствующем законе.

Согласно нему, любые предприятия (за вычетом бюджетных), обязаны подавать свою годовую отчетность в строгом следовании нормам с учредительной документации, что была принята в компании участниками и (или) обладателями ее имущества. Сюда же относятся территориальные структуры госстатистики.

Какие сроки для подачи отчетности

Стоит отметить, что гос- и горструктуры предоставляют фиксирующую отчетность тем органам, которые имеют полномочия для управления имуществом. В данном случае речь касается государственного имущества.

Иные органы, относящиеся к исполнительным инстанциям, а также банки и остальные пользователи предоставляют отчетность в строгом соответствии с процедурными нормами, принятыми в РФ. В них прописаны все практические моменты ведения бухучета.

Структура отчетности

Для формирования верной фиксирующей отчетности требуется компонование аналитико-синтетического учета, что оформляется на базе правдивых сведений. Эти данные собираются и группируются в определенном порядке, что регламентируется действующими нормативными формулярами. В результате данные операции приводят к завершению процедур всего учетного процесса.

Необходимо понимать, что каждая организация самостоятельно определяет для себя способы и приемы ведения бухучета.

На данный момент предприятия должны формировать итоговые раппорты за следующие периоды:

  • квартал;
  • полугодие;
  • 9 месяцев;
  • год (нарастающий итог).

Из чего состоит бухгалтерская отчетность

В этой же периодичности следует предоставлять отчеты контролирующим инстанциям. Поэтому все фиксирующие раппорты могут подразделяться на квартальные и годовые.

Состав подобных раппортов для пользователей (внешних) определяется централизовано. Нужно понимать, что структура отчетных раппортов может изменяться. На его состав влияет действующие в день предоставления документов нормативные акты.

Если закон предписывает обязательное наличие в подаваемой документации аудиторного мониторинга, тогда в годовой итоговый раппорт следует внести данное заключение, которое будет служить подтверждением аутентичности поданных сведений.

Важным моментом является составление фиксирующего баланса, где дается резюмирующая иллюстрация об имеющейся у предприятия собственности, обязательственных процедур и капитале. Балансовый актив должен отображать содержание имеющейся у компании имущественной массы. Под активами здесь стоит понимать предстоящие вероятностные экономические поступления, а также контролируемые и приобретенные предприятием вследствие минувших операций и сделок.

Балансовый пассив отображает объемы капитала, что был направлен на хоздеятельность и на формовку собственнического массива. Он также отражает величину, что можно воспринимать как возможные вероятностные экономические потери в будущем.

Как вести бухгалтерскую отчетность правильно

Базис фиксирующего баланса содержит сведения об итогах труда компании и их успешности.

Заключение

Фиксирующая отчетность является непреложной составляющей функционирования предприятий и иных структур. Поэтому ею должен заниматься компетентный специалист, имеющий необходимый набор знаний и понимающий основы организации бухгалтерского учета. Вся отчетность строго регулируется законодательной базой РФ и требует четкого соблюдения всех предписаний и рекомендаций.

Неукоснительное следование им позволит подготавливать правильную документацию и избегать штрафов со стороны контролирующих инстанций.

Похожие статьи