Финансовые структуры предприятия бывают разные, и видов их существует несметное количество. Но главная градация происходит по двум параметрам – коммерческие (например, кредитные) и некоммерческие организации. Некоммерческие не преследуют в своей деятельности финансовый достаток и не ставят заработок денег первостепенной задачей.
Коммерческие и кредитные, наоборот, работают на получение прибыли и приумножение достатка. О том, какие организации признаются коммерческими, что их отличает от некоммерческой структуры, и поговорим.
1. Терминологическое понятие
Коммерческая организация является не чем иным, как юридическим лицом, с характерными отличиями. Цель любой подобной организации – прибыль денег.
Цель работы и является главным отличием коммерческой организации.
Существует несколько общих черт, которые присущи абсолютно всем подобным структурам. Так, организация является коммерческой, если отвечает пяти главным критериям:
- материальная выгода (главная цель – получить доход, который будет превышать, и перекрывать расходы);
- система создания (коммерческие и кредитные предприятия создаются по определенным, четко установленным правилам);
- распределение прибыли (между всеми владельцами);
- общее имущество;
- самостоятельность с финансовой точки зрения.
2. Какие организации относятся к коммерческим?
Существует несколько категорий коммерческих структур. В первую очередь, это хозтоварищества, по видам они бывают следующие:
- полные;
- на вере.
Далее – хозобщества:
- акционерное (АО);
- с ограниченной ответственностью (ООО);
- с дополнительной ответственностью.
Корпоративные производства (сюда относятся большие и малые корпорации). Унитарные предприятия бывают:
- федеральными;
- государственными;
- муниципальными.
Основа первых трех групп – частная собственность, последней – публичная. Самые популярные – хоз. товарищества и общества, при этом первые объединяют лиц, вторые – капиталы (например, кредитные компании). Относительно организационно-правовых признаков любая финансовая организация относится к унитарной (муниципальные и государственные) или корпоративной.
Унитарные распространены не так сильно, как корпорации. Кроме того, их права находятся в ограничении: юрлицо не имеет права распоряжаться имуществом от собственников. Рассмотрим подробнее самые популярные виды. Корпоративные предприятия имеют учредителей, которые управляют фирмой.
2.1. Различные корпорации
При корпоративном управлении учредители имеют много прав. Корпорации состоят из хозобществ и товариществ, кооперативов, фермерских хозяйств.
Хозобщества являются коммерческими организациями, они разнообразны, хоть у всех них и есть общий признак – такие общества объединяют сразу несколько капиталов разных владельцев.
Раньше хозобществ было много, однако с недавних пор они объединены в три категории:
- ООО;
- АО;
- с доп. ответственностью.
В ООО у каждого собственника есть своя доля уставного капитала. Для каждого ООО присущи следующие признаки:
- уставной капитал (от 10000 р.);
- ответственность (чем больше вклад, тем больше ответственность);
- участники (до 50);
- корпоративный договор и устав (в них прописаны все правовые обязанности участников).
АО отличается тем, что в качестве уставного капитала выступают акции. Ответственность за убытки исчисляется в размере этих акций. Участников у АО может быть много.
Структура бывает публичная и непубличная, создавать ее достаточно несложно. Управление происходит собранием акционеров, непременно создается совет директоров (могут быть не меньше 5 акционеров).
2.2. Хозтоварищества и корпоративы
Организация коммерческой деятельности имеет главной целью заработок денег объединенными единомышленниками. Что касается хозтовариществ, то у такой структуры бывает следующие две формы:
- полное;
- коммандитное.
При этом во втором случае некоторые члены не имеют права управлять организацией, их права ограничиваются только вкладами. Такие вкладчики получают деньги за то, что поучаствовали в складочном капитале и внесли собственные средства.
Корпоративные производства – не самые популярные предприятия. Управление в них происходит всеми участниками, причем у такого производства их должно быть более пяти. Каждый участник корпоративного производства ответственен за долги и другие действия производства.
2.3. С/х бизнес
Думаем, здесь не нужно долго и на примерах объяснять, чем занимаются подобные коммерческие производства. Организовать крестьянские производства могут как несколько человек, так и один. Характерными чертами с/х коммерческого производства могут являться:
- участие в делах производства всех участников;
- вступить в структуру имеют право только фермеры;
- наличие ряда других обязательств у фермеров (их оговаривает и закрепляет устав);
- приобретение мат. ценностей, оборудования на деньги всех членов.
2.4. Госкоммерческие организации
Оказывается, государство также имеет вполне законные права заниматься коммерцией и извлекать из этого собственные выгоды. Это, как правило, унитарные предприятия и производства.
Структуры подобного типа могут быть ограничены в имущественных правах, потому собственного оборудования, помещения у них нет.
Унитарные предприятия подчиняются муниципалитетам или государству (зависит от того, где и кем организованы), однако признаки у обоих форм одинаковые. Среди них следующие:
- определенная правоспособность;
- использование чужой собственности в качестве аренды;
- участие в обороте.
Руководителем унитарного производства является директор или гендиректор. Он единственный по полной программе ответственен за все и отвечает за все нарушения.
2.5. Дочерние компании
«Дочки» — именно та в коммерческих кругах именуют эти юрорганизации. Долг основного общества никак не сказывается на работе дочернего, а вот ответственность за сделки на них – одинаковая и определяется по многим факторам.
Главное предприятие может давать поручения дочернему, составлять для него задачи, планировать развитие.
Такие отношения отображает устав, в котором прописываются права и обязанности всех сторон. Сюда могут, относится даже кредитные организации.
3. Структура
Небольшие коммерческие и кредитные предприятия имеют простую структуру, в них, как правило, нет отдельных служб, а обязанности выполняют ответственные люди – бухгалтера, продавцы и т. д.
А вот если фирма большая, у нее имеются соответствующие службы, на каждую из которых возложены определенных обязанности. Какие это службы? Давайте рассмотрим самые необходимые.
- Службы маркетинга и сбыта. Изучают рынки сбыта, заключают договоры по поставкам, осуществляют доставки, от их работы зависит работа всего предприятия.
- Финансовые службы. Управляют финоперациями, планируют доходы/расходы и т. д.
- Службы материально-технических обеспечений. Определяют поставщиков, заключают договоры с ними.
- Службы нормирования труда и з/п. Деятельность этой службы понятна, именно здесь планируют з/п, пути ее начисления и выдачи.
- Технические службы и лаборатории. Отвечают за техобслуживание предприятия.
- Службы техконтроля. От их контроля зависит качество продукции.
- Кадровые службы. Управляют персоналом.
4. Финансовые особенности
Каждая финансовая организация (сюда относятся и кредитные) имеет определенный финансовый устав – свод, регулирующий финансовые отношения, и позволяющий решить разнообразные вопросы (социального и производственного характера – зависит от деятельности). При этом финансы компаний напрямую относятся к факторам, что зависит от правовых форм.
К примеру, госпредприятия существуют в основном за счет бюджетных средств. Унитарные производства получают госдотации, поэтому минимально рискуют обанкротиться. А вот негосударственные коммерческие структуры в основном привыкли рассчитывать только на собственные силы. Их бюджет сформирован из вливаний учредителей.
Однако в некоторых ситуациях госвливания относятся и к негосударственным структурам, бывают и ситуации, когда унитарные предприятия рассчитывают на вливания извне бюджета.
Такова уж жизнь, и ситуации бывают разные, и к факторам, делающим исключения, может относиться все, что угодно.
От того, к какой именно отрасли принадлежит конкретная фирма, во многом зависит и ее финположение. К примеру, финансовая коммерческая организация в любом случае должна иметь хорошее денежное подспорье, потому что существуют большие риски в ее деятельности. Сюда относится финансовая кредитная организация, страховая компания.
Низкая рентабельность у с/х организаций, коммунальных и ресурсоснабжающих (это может показаться странным, но так оно и есть). Значит, по закону такие предприятия не имеют права на пополнение источников финансирования в виде выпуска ценных бумаг.
5. Финструктуры
Финансовая структура — система с иерархической структурой по финответственности. Финансовая структура помогает определить порядки, по которым формируются финансовые результаты, и распределяется ответственность за общие результаты. Финансовая структура дает возможность ведения внутренней учетной политики, следить за тем, как передвигаются ресурсы, оценивать, насколько эффективен бизнес.
Простыми словами, финансовая структура позволяет руководителям отслеживать, кто за что ответственен, координировать работу подструктур, мотивировать сотрудников.
Финансовая структура поможет в эффективном управлении компанией, особенно большой, ведь, как известно, чем больше фирма, тем сложнее ею управлять.
6. Процедура дарения
Дарение является выгодной сделкой. Но минус в том, что ее невозможно использовать, если обе организации принадлежат к указанным юр. категориям (коммерческим). Подобные дарения запрещены законодательно (не считается только сумма до 3000 р.). Запрет распространяется и на ИП. Т. о. законодательно дарение между юрлицами (и в особенности, если это финансовая организация) в России запрещено. Но есть и исключения.
Запомнить следует одно: дарение между коммерческими организациями строго запрещено, между некоммерческим – возможно, но процедура является весьма сложной и зависит от того, что именно попадает под дарение.
7. Как организовать?
Многие задаются вопросом, легко ли стать директором коммерческой или некоммерческой организации. Хоть и может показаться, что директором стать и быть легко, на самом деле это далеко не так. Во-первых, должна быть огромнейшая ответственность. Многое в работе зависит от того, какая концепция работы выбрана.
Стать директором, может, и легко, но вот быть им не так-то просто. Чтобы стать руководителем (причем хорошим!) стоит разбираться во всех нюансах ведения коммерческой и некоммерческой деятельности, разбираться в структуре предприятия, уметь управлять персоналом и общаться с ним (не только стремиться к тому, чтобы слышали подчиненные и выполняли приказы, но и уметь слушать, определять х потребности).
Чтобы стать руководителем новой фирмы (сюда относятся и кредитные организации), непременно нужно придумать устав, разработать его и внедрить в работу.
Устав – это определенный свод внутренних правил, по которым живет и работает компания. Устав должен быть простым и понятным не только руководящему звену, но и всем подчиненным, каждому отдельно взятому сотруднику. Устав – основополагающая концепция каждой организации. Устав – первый документ, который должен появиться у фирмы.
8. Итог
Как видим, стать директором могут многие, но стать хорошим директором могут, к сожалению, далеко не все. Хорошие и дельные советы о том, как стать хорошим руководителем, дает в своей книге «Организация и технология коммерческой деятельности» О. В. Памбухчиянц. В его книге дана четкая концепция данного процесса, описано как составлять устав и его целесообразность.
Освещены главные вопросы, касающиеся коммерческой деятельности. Книга, автором которой является Памбухчиянц, должна стать настольным пособием каждого, кто желает стать не просто директором, а отличным руководителем своего предприятия.