Вы верите в свою компанию искренне. Внутри есть предпринимательский огонь, который мотивирует вас работать изо всех сил каждый день. К сожалению, это не всегда можно сказать о ваших сотрудниках.
Умение мотивировать сотрудников является одним из наиболее важных особенностей большинства управленческих квалификаций. Эффективность работы менеджера зависит в значительной степени от его способности мотивировать подчиненных, влиять на их поведение, контролировать и общаться с ними.
Мотивация в системе менеджмента занимает особое место, поскольку в любой компании есть люди. Именно персонал является самым ценным активом. Хороших результатов в процессе работы достигают только высоко мотивированные люди. Рассмотрим более детально, что скрывается под понятием «мотивация деятельности в менеджменте».
Что такое мотивация?
Мотивация — это внутренний энтузиазм сотрудника и стремление к выполнению деятельности, связанной с работой. Мотивация — это внутреннее стремление, которое заставляет человека принять решение о принятии мер.
На мотивацию персонала влияют биологические, интеллектуальные, социальные и эмоциональные факторы. Таким образом, мотивация представляет собой сложную, нелегко определяемую внутреннюю движущую силу, на которую также могут влиять внешние факторы.
Каждый человек мотивирован. У каждого сотрудника предприятия есть деятельность, события, люди и цели в его или ее жизни, которые он или она находит мотивацией. Итак, мотивация в отношении какого-то аспекта жизни существует в сознании и действиях каждого человека.
Кто должен мотивировать?
Мотивировать работников должен руководитель. В концепции управления психологические закономерности рассматриваются в связи с одной из основных функций управления — функцией мотивирования.
Чтобы эффективно мотивировать работников, не достаточно применять метод «кнута и пряника». Это правило должно исчезнуть из главных признаков мотивации, так как приводит только к увеличению расстояние между руководителем и работником, способствует нездоровой конкуренции и повышает взаимную враждебность и зависть.
Как тогда поддержать эффективность команды, как сделать работников более заинтересованными в исполнении своих трудовых обязанностей? Для этого и существует мотивация в системе менеджмента.
Роль директора в ней — самая главная. Как известно, рыба гниет с головы, независимо от того, каковыми являются поступки директора (менеджера). Он постоянно влияет на поведение своих работников — их стиль работы, отношение, поведение. Эффективный босс должен не только стремиться к выполнению определенных задач, но прежде всего, правильно вдохновлять и стимулировать подчиненную ему команду. В этом и заключается трудовая мотивация.
Мотивация босса
Мотивация деятельности руководителя, ее содержание, а также вся активность управляющего по ее обеспечению является важным компонентом управленческой деятельности (управления). Менеджер, который хочет, чтобы подчиненные приложили усилия, должен быть мотивирован сам.
Например, руководитель требует большего вклада и полной отдачи, но в то же время показывает усталость и утомляемость. Такой директор не сможет мотивировать свою работников предприятия. Его подчиненные будут работать, глядя в «зеркало» директора. Это вовсе не означает, что менеджер должен постоянно фонтанировать энергией и энтузиазмом, но его действия и методы управления должны быть примером для других, в противном случае они будет безнадежными.
К примеру, возьмем коммерческого директора. Положим, он уже и так мотивирован. Как правило, зарплата коммерческого директора находится на одном из высоких уровней доходов среди иных работников предприятия. Материальная мотивация коммерческого «шефа» зависит от продаж. А все новые бонусы к зарплате — от его действий. Посему напрашивается вывод — трудовая мотивация коммерческого руководителя напрямую зависит от его босса, от его свободы в действиях и мотивации самого руководителя.
Рецепт для мотивации
Нет идеального рецепта для идеального выбора мотиваторов. Ключ к удовлетворению и в то же время, к повышению внутренней мотивации — понять индивидуальные потребности сотрудников.
Кроме того, такой подход воспринимается сотрудниками как усмотрения со стороны начальства и указывает на активное участие менеджеров в делах команды. Деньги не все сотрудники ценят выше, чем нефинансовые мотиваторы. Как правило, для персонала куда более важны признание начальства, хорошая атмосфера и общение на работе, возможности для развития и продвижения.
Но нельзя не согласиться, что денежное вознаграждение (материальная мотивация) является основой для удовлетворения основных потребностей работников. Даже самая сложная система управления и мотивации не будет эффективной, если у работников будет ощущение, что его зарплата значительно ниже, чем у людей на аналогичных должностях в других компаниях.
Таким образом, применение методов нефинансовой мотивации всегда должно идти рука об руку с финансовой мотивацией.
Как поощрять мотивацию на работе?
Трюк для работодателей заключается в том, чтобы выяснить, как стимулировать мотивацию сотрудников на работе. Создание рабочей среды, в которой работник мотивирован на работу, включает как неотъемлемо удовлетворяющие, так и внешние стимулы.
Мотивация персонала — это сочетание удовлетворения потребностей и ожиданий сотрудника от работы и факторов на рабочем месте, которые позволяют мотивацию сотрудников или нет. Эти переменные побуждают сотрудников бросать вызов. Работодатели понимают, что им необходимо обеспечить рабочую среду, которая создает мотивацию у людей. Но многие из руководителей предприятия не понимают значения мотивации при выполнении своей миссии и видения.
Даже когда они понимают важность мотивации, им не хватает навыков и знаний для обеспечения рабочей среды, которая способствует мотивации персонала. Слишком часто предприятия не обращают внимания на отношения с сотрудниками, общение, признание и участие, которые наиболее важны для людей.
Вот некоторые из методов поощрения и управления персоналом, вдохновляющие мотивацию сотрудников на работе.
10 способов для мотивации
Вот некоторые из методов, которые должны присутствовать в рабочей среде предприятия. В них многие из работников смогут найти мотивацию.
- управления и руководство действиями сотрудников;
- прозрачное и регулярное информирование о важных факторах из жизни предприятия;
- честное развитие карьерного роста;
- лечение работников;
- вовлечение сотрудников в решения на предприятии;
- минимизация количества правил и политик в среде персонала, которая демонстрирует доверие к сотрудникам;
- регулярное признание сотрудника;
- обратная связь и коучинг от менеджеров и руководителей;
- повышение льгот и компенсаций;
- хорошая атмосфера в коллективе.
Кроме указанных методов существует еще много различных подходов к мотивации персонала.
Что нужно работникам?
Самый популярная трудовая мотивация персонала включают в себя: оптимальное оснащение рабочего места, пакеты медицинских услуг, инструменты, такие как мобильный телефон, ноутбук или автомобиль, различные социальные программы и привлекательные туры. Кроме того, в нее входят и билеты в кино, театр, оперу, билеты на спортивные мероприятия, скидки на различные косметические процедуры, полезные подписки на журнал.
Но самым эффективным и дешевым способ мотивации является утверждения дружественной рабочей атмосферы на предприятии. Каждый работник должен получить слово признания за хорошо проделанную работу. Похвала может принимать различные формы и должна быть соответствующим образом соответствовать личности работника.
Признание успеха приносит с собой много преимуществ. Работник осознает, что за ним наблюдают, и его приверженность к работе ценится. Такой человек чувствует в себе желание добиться большего успеха и достоинства. Это также вдохновляет всех коллег из персонала. Они будут стремиться достичь такого же эффекта.
Поэтому следует искать возможности, чтобы выразить слова признания: электронные письма благодарности, одобрение или индивидуально адресуемые на форуме. Похвала выражается в повседневном разговоре и не стоит нам ничего, но она добавляет крылья почти каждому работнику.
Определение целей
Большинство из персонала не мотивируют цели, насажденные сверху. Участие сотрудников в определении целей приносит много преимуществ. Сотрудники имеет чувство соавторов, определяют цели предприятия и формируют методы управления, принимают более активное участие в их реализации. Они берут на себя больше ответственности за результаты своих действий, и прежде всего, исполнять запланированные мероприятия.
Подчиненные, которые участвовали в определении целей, чувствуют, что их ценят и они необходимы для предприятия. Вовлечение сотрудников в процесс оценки прошлого периода и полученных результаты, а также в определении общего плана является нетрадиционным способом построения хорошей, эффективной рабочей команды.
Все установленные цели должны быть четко определены и достижимы. Следует также отметить, что для многих людей, легкое признание директора не дает возможности эффективно работать. Работник должен иметь чувство, что успех можно достичь, но это требует надлежащей преданности и приверженности.
Четко определенная возможность развития в рамках выполнения и управления является способом приобретения новых навыков, повышает самооценку. В современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда, возможность прогресса и повышения профессиональной квалификации является крайне желательным фактором.
Цель — топ-менеджер
Рассмотрим определение целей на примере коммерческого директора.
Целью коммерческого менеджера является работа сосредоточена на клиентах и бизнес-партнерах. Основные обязанности коммерческого директора — выполнение задач, назначаемых директорами, контроль над ежедневными операциями, связь с заинтересованными сторонами, обеспечение соблюдения компанией соответствующих правил, решение коммерческих проблем, поиск возможностей для развития бизнеса, обеспечение руководства для сотрудников и сроки.
Сами цели уже есть мотивирующими для должности коммерческого директора. Но материальная сторона у коммерческого директора всегда берет верх. Для этого существует начисление бонусов за достижение определенной цели. С нематериальной точки зрения для коммерческого менеджера также важна карьера.
Карьерный рост
Сотрудник, который знает, что его карьерный путь, обеспечит его развитие, чувствует себя в безопасности, он оценен на работе. Один из методов управления и заключается в постановке правильно сформированной структуры персонала.
Для работника важно то, что предлагаемый путь карьеры он достигнет к намеченной цели. Особенно ценный для амбициозных сотрудников метод финансирования высшего образования или аспирантуры, что позволяет изучить иностранные языки, располагать привлекательным пакетом дополнительного обучения, членством в престижных организациях и т. д. Такие действия приводят к формированию приверженности к компании, которая часто вкладывается в большую мотивацию работать.
Однако следует отметить, что работник должен точно знать, что делать, и как этого добиться, чтобы заслужить определенный бонус.
Правильный выбор типа задач, выполняемых обязанностей также является элементом мотивации или снижает мотивацию персонала к работе. Задачи должны быть адаптированы к интересам и личности работника. При определении задач, которые необходимо выполнить, должны знать, какие из них приносит удовлетворение работнику, а какие порождают ненужные разочарования и вызывают стресс.
Мотивация в дифференциации
Указанные способы мотивации можно применять регулярно, но с использованием различных инструментов. Сотрудники привыкают к «хорошему» быстро и в полной мере оценить их лишь дважды — когда они получают его, и в то время, когда они проигрывают. Поэтому, используя одни и те же стимулы, не следует увеличивать скорость для того, чтобы сохранить их стимулирующий эффект.
Лучшим решение, однако, является дифференциация используемых мотиваторов. Адекватный выбор системы стимулирования достигается еще один очень важный эффект — формированием хорошего корпоративного имиджа. Компании, которые не заботятся о своих сотрудниках, не рассматриваются как привлекательное место для работы. Поэтому следует внимательно рассмотреть предлагаемые системы стимулирования, которые способствуют не только меньшей ротациям кадров, но и помогают привлечь компании ценных сотрудников.
Заключительные мысли
Мотивация очень личная и универсальная. Найдите то, что работает для вашей команды. Убедитесь, что вы делаете все возможное, чтобы увлечь персонал. Вы увидите преимущества — более счастливый персонал подтолкнет себя к лучшему, что означает лучший результат, повышение производительности и комфортное рабочее место для каждого.