Бухгалтерский учёт представляет собой денежное выражение многих процессов, что происходят на предприятии (фирме, компании, заводе или деятельности ИП). Оно имеет форму строгой системы, где информация собирается, обобщается и анализируется. Это выражение самого имущества, данных об обязанностях структуры в формате непрерывного потока документооборота, представленного в письменной и электронной форме. Скажем, отражение инвестиций, заработной платы, тех же отпускных – не менее важно, как и формулировка контроля займов, НДС, передвижения товаров и учёт самих материалов. Далее – обо всём поподробнее.
Контроль вещественных элементов (он же материал)
Производственный процесс любого предприятия подразумевает существование неких материалов, а именно тех вещей, что были приобретены с целью их дальнейшей эксплуатации в процессах производства. Не стоит путать их с учётом товаров. Несомненно, что в бухгалтерском деле должен проводиться учёт этих материалов, потому как их использование связано с потерей эксплуатационных качеств, процессом списания материалов, перемещением, пополнением, обменом, и даже кражей и хищением материалов производства.
Для практического контроля над рассматриваемыми элементами используется помещение, где они должны храниться, ответственный человек, который и будет располагать реальными цифрами за входом, выходом или перемещением этих же материалов.
Ответственность, возложенная на определённую должность, подразумевает не только контроль количества неких материалов, но и их сохранность, что должна отвечать неким нормам, использованию по назначению и соответствие стандартам данного предприятия, а также государства. В контексте информативного контроля материалов в бухгалтерском учёте должны выполняться следующие задачи:
- получить адекватную информацию о том, в каком виде находятся материалы в конкретных местах хранения;
- знать информацию на каждом этапе движение материалов об их реальном состоянии;
- получить информацию о поставщиках и взаимоотношениях с ними;
- на основе полученной информации составлять разного рода отчёты и подавать их по мере необходимости в соответствующие инстанции, а также по требованию руководителя предприятия.
В качестве материалов на разных предприятиях могут выступать: сырьё, топливо, тара, инвентарь, комплектующие изделия, и т. д. Для того, чтобы в бухгалтерском учёте материалов вашего производства было всё грамотно и согласно установленным нормам – доверье работу специалистам, и тогда они будут своевременно и чётко вести письменный и электронный учёт.
Товарный контроль
Учёт товаров производит каждое предприятие, а под самим термином «товар» стоит понимать материально-производственное имущество компании, которое она получила от другой структуры (или купила его), и в дальнейшем будет реализовать для третьих лиц, но при этом этап обработки будет отсутствовать. Простой пример: Супермаркет получил сок в тетра-пакете от поставщика-производителя, и будет продавать его на полках магазина конечному потребителю. Здесь сок – и есть «товар».
Учёт товаров, производимый в бухгалтерском деле, присваивает каждому «статусу» определённой ассортиментной позиции свой счёт. К примеру, фактическая себестоимость – счёт 41, наценка торговая – счёт 42. Существуют нюансы, по которым контролируется в бухгалтерском учёте состоянии товаров. Как образец, предприятия, торгующие в розницу – имеют право проводить их учёт по себестоимости и по продажной цене, а оптовые торговцы – только по себестоимости.
Баланс бухгалтерский отображает товары только по себестоимости. Кроме основного счёта 41 – могут открываться и субсчета, которые более детально характеризуют состояние либо внешний вид самого товара, скажем, «покупные изделия», «тара под товаром и порожняя».
По поступлению товаров – они приходуются соответственным счётом дебет 41 кредит 60, и становятся собственностью компании; проводится оценка стоимости тех же товаров и дальнейшая их реализация с использованием счёта 42 «Торговая наценка». Также в бухгалтерском учёте используется счёт 44 «Расходы на продажу», а все данные отображаются в единственной отчётности, что носит название «Корреспонденция счетов по реализации товаров».
Таким образом, по счетам можно определить передвижение и состояние товаров. Благодаря общей установленной системе счетов и субсчетов, бухгалтера с любого уголка страны грамотно расшифруют для себя отчёт, что облегчает его представление в контролирующие органы.
Инвестиционный контроль
Любое предприятие кроме своей основной деятельности вправе осуществлять некие вклады, более знакомы нам по термину инвестиций. Соответственно, в бухгалтерском учёте должен отображаться этот процесс. Здесь используется счёт 14 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и «Текущие финансовые инвестиции» со счётом 35. Первый практикуют для контроля инвестиций, их движения, если они сделаны в облигации, акции или ценные бумаги других предприятий. Второй отображает наличие и движение инвестиций внутри предприятия на конкретную дату.
Такая аналитика проводится по видам инвестиций и отображается в типовой корреспонденции бухгалтерских счетов. Журнально-ордерная форма экспонирует синтетический и аналитический контроль инвестиций финансового плана. Также в бухгалтерском учёте есть понятие оценки инвестиций. После того, как была осуществлена покупка финансовых инвестиций, это должно отобразиться в самом учёте, но обязательно по сумме оценки первичной. Когда составляется промежуточная или основная финансовая отчётность, то компания должна реально отображать и стоимость приобретённых инвестиций в отчётный период.
Займ
Учёт займов подразумевает собой отображение процентов по займам и кредитам. Эти начисленные проценты должны включаться в состав операционных расходов. В бухгалтерском учёте и налоговом существуют некие различия в самом порядке учитывания начисленных процентов. Синтетические пассивные балансовые счета представляют обобщённую информацию о состоянии кредитов и займов конкретной организации:
- краткосрочные кредиты и займы;
- долгосрочные кредиты и займы.
Сами суммы, что получило предприятие, в результате кредитов и займов – учёт отображает следующим образом: по дебету 50, 51, 60, 55, 52 и кредиту 67,66. В свою очередь, учитываться долгосрочные могут двумя разными способами. Первый – пока не истечёт срок их погашения, а второй – до того момента, пока срок их погашения будет на расстоянии от нынешней даты на 365 дней. Учётная политика компании должна отображать один из пунктов контроля займов и кредитов.
Интересно, что в бухгалтерии каждого отдельного предприятия могут возникать нюансы ведения отчётности займов и кредитов, но все они должны отвечать определённым требованиям, предусмотренным законодательными документами. Скажем, есть много разных пунктов по присвоению различных счетов контроля займов, если они привлекались путём выпуска и размещения облигаций; когда номинальная стоимость займов превышалась; в документации оговорены сроки погашения кредита и займа, а также их пролонгации; и т. д.
Налог на добавленную стоимость
Правильно исчислять налог НДС очень важно для предприятия, потому как на этот пункт при проверке документации особенное внимание обращают налоговики. Исчисляют НДС по специальным счетам – 19 и 68. Первый отвечает за приобретённые ценности, а второй – определяет расчеты налогов и сборов.
Когда на предприятие поступают материальные либо другие ценности, то в учёте необходимо осуществить проводки по счетам. Когда компания реализует конечному потребителю товар (услуги), тогда нужно выставлять счёт-фактуру с НДС. Когда заканчивается отчётный период, субсчёт НДС должен отображаться на сальдо, где демонстрируется долг компании по налогу. Когда налог перечисляется в госбюджет – также на предприятии осуществляются проводки.
Крайним числом уплаты НДС считается 20-число того месяца, что наступает после отчётного периода. После чего государство насчитывает пеню. Начисление пени по НДС также сопровождается проводками, при уплате они также осуществляются. В нюансах фигурирования НДС в бухгалтерии каждого предприятия существует масса моментов.
Их стоит придерживаться на законодательном уровне, потому как штрафы от налоговой – это довольно большие суммы. Отдельным пунктом стоит рассматривать НДС для налогового агента, а также НДС при УСН. Мы же вкратце узнали о том, что такое налог на добавленную стоимость и какое место он занимает в современной отчётности.
Заработная плата
Бухгалтерский учёт обязательно должен содержать отражение заработной платы, даже если на предприятии работает 2-3 человека. Весь процесс можно разделить на два основных пункта, а именно: начисление и выплата. Само отражение – это существующие операции заработной платы, куда входит начисление и вся связанные с ним взносы, налоги. Бухучёт не подразумевает детальное расписание информации о зарплате.
По начислению заработной платы бухгалтерия обязана создать документ с одноимённым названием, он формируется автоматически, где видны начисление, налоги и взносы. Это есть база для осуществления дальнейших бухгалтерских проводок, именующихся основными и дополнительными начислениями. То же можно сказать и об учёте отпускных, хотя сам расчёт и резерв имеют свои нюансы начисления.
Основными задачами отражения заработной платы является: контроль отображения в бухучёте и ввод самого документа. В бухгалтерии каждого предприятия существуют и подсистемы управления деньгами. Проводки здесь формируются автоматическим образом, и демонстрируют, как предприятие погашает долг перед работниками, но если изменена хоть одна графа расчета заработной платы определённому сотруднику – в документе должна указываться ссылка на причины этих изменений. Если все действия расписать поэтапно, тони будут выглядеть так:
- процедура начисления заработной платы;
- вычеты из заработной платы или удержания;
- начисление взносов страховки;
- уплачивание заработной платы;
- процесс уплаты НДФЛ и различных типов взносов из заработной платы.
Отпускные
Касательно отпускных – то их нужно позиционировать, как издержки вида деятельности обычного, и они должны быть внесены в учёт бухгалтера того периода, в котором начислялись, а не выплачивались. Используется дебет 20, кредит 70. Если отпуск переходит из одного месяца в другой, то сумма начислений за будущий месяц (часть которого занимает отпуск) должна фигурировать в том месяце, когда человек только получает отпуск. Существует и немало других нюансов в учёте отпускных.
Сумму отпускных нужно считать из среднедневной или же часовой оплаты, где общая сумма заработка разделяется на количество календарных дней. Далее, этот результат умножаем на количество дней отпуска (7, 14 или 21 день) и получаем сумму отпускных.
Обобщённая информация, которая должна входить в бухгалтерский учёт касательно отпускных отображается посредством счёта 70, а если речь идёт о малых предприятиях, что не создают резерва на проплату отпускных, то они отображают их зачисление аналогично к тем проводкам, как и на заработную плату. Если говорить о других организациях, что не относятся к малым предприятиям, то они должны формировать расчёт отпускных за счёт созданного резерва на их оплату.
Итог
В учёте бухгалтерском стоит придерживаться законодательства и всех норм, прописанных для вашей организации или структуры. Не столь принципиально, приходится вам проводить учёт инвестиций, товаров или отпускных своих сотрудников – всё должно проходить по определённой корреспонденции и счетам. Таким образом, вы сохраните хорошую репутацию своей компании и создадите авторитет в налоговых органах.