Основные средства, которые описываются в бухучете, составляют базисный фундамент любой организации/компании/производства. Они формируют техническую базу предприятия, а также определяют его потенциал производства.
Для чего необходим учет
Основные базисные средства (ОС) устанавливают технологический и технический уровень производства, а также качество производимой продукции и ее ассортимент.
Хоздеятельность любого промышленного предприятия, функционирующего на территории РФ, состоит из 3-х взаимосвязанных процессов:
- Снабжение. Данный процесс предполагает проведение закупки и покупки ресурсов;
- Изготовление продукции;
- Реализация (сбыт) созданных товаров.
Поэтому в данном случае важнейшим объектом в бухучете, который ведется в промышленных субъектах, являются основные базисные средства. Этот момент регулирует как федеральный закон РФ, так и ПБУ.
Правильно организованный бухучет для основных базисных средств, а также их анализ, позволяет улучшить рост на предприятии производительности труда, а также регулировать себестоимость продукции, которая выпускается. Помимо этого такой контроль позволит более грамотно вести политику технического перевооружения, значительно рациональнее применять основные базисные средства и регулировать конечный результат производства.
Законодательная база
Любая отрасль деятельности и ее контроль регулируется правовой базой РФ, в том числе и для основных базовых средств в бухучете. Закон, что регулирует данные объекты бухучета, бывает региональный и федеральный.
Стоит отметить, что методологическая база бухучета в РФ координируется Правительством, а также Минфином.
Наибольшее значение в этой ситуации играет федеральный закон РФ (N 402-ФЗ), который и называется «О бухгалтерском учете». Этот федеральный закон определяет для бухучета основные требования. Также он содержит единые требования того, каким должен быть финансовый вид отчетности.
Федеральный закон РФ создает для регулирования бухучета правовой механизм. Стоит отметить, что данный федеральный закон влияет на Центральный банк России, индивидуальных предпринимателей, некоммерческие и коммерческие организации, адвокатов и нотариусов, а также на местные власти. Кроме этих структур федеральных закон имеет силу в структурных инстанциях и других компаниях, реализующих свою деятельность на территории РФ.
Данный федеральный закон обязательно должен учитываться при работе с бюджетным учетом активов, а также обязательств государства и всех его субъектов. Федеральный закон непременно учитывается при составлении бюджетной отчетности.
Четырехуровневая система документации
Сегодня в РФ функционирует порядковая конструкция документации нормативной подотчетности, которая регулирует бухучет. Этих уровневых порядков четыре:
- первый – указы Президента РФ, акты, формуляры, постановления Правительства. Сюда же причисляют и федеральный закон о бухучете;
- второй – стандартизированные положения по бухгалтерской фиксации;
- третий – методические разъяснения, консультации, а также инструкции и формуляры Минфина и иных ведомственные инстанции РФ;
- четвертый – рабочая документация непосредственно предприятия.
Эти виды регламентирующей документации обязательно учитываются.
Федеральный закон имеет первостепенную важность. За ним, по важности, идет документация второго уровня, что регламентирует порядок контроля основных базисных средств является Положение по бухучету (ПБУ 6/01). В этом положении приведена следующая информация:
- правила оформления информации при составлении бухучета;
- классификация и виды объектных ресурсов, что относятся к базисным средствам;
- порядок определения изначальной стоимости различных видов основных базисных средств;
- способы начисления амортизации в бухгалтерском учете.
Также здесь описаны аспекты, которые касаются модернизационных, ремонтных и реконструкционных мероприятий, что касаются основных базисных средств.
Бухгалтерские варианты счетов
На любой функционирующей организации или предприятии производятся самые разнообразные операции. Это приводит к изменению в остатках, а также исходнике балансов. Данные о «самочувствии» активов позволяют принимать правильные решения по управлению. Но создать баланс и отследить результат по истечению каждой проведенной операции невозможно. Поэтому и были разработаны счета для бухучета.
Применяемые для бухучета счета – это специализированный алгоритм систематизации подотчетной связки «активы-пассивы-операции». Эти виды активов имеют свое название и двухзначный номер. Они отображают такие данные:
- Кредитовый оборот. С помощью его отражают итоговую сумму, отображенную в кредите счета. Здесь не учитывается начальный остаток.
- Дебетовый оборот. С его помощью отражают суммарный ценовой объем всех проведенных операций. Они отображаются в конкретной части счета (происходит без указания изначального сальдового показателя).
- Сальдо (начальные и конечные показатели конкретного периода). Последние данные фиксируют исходный остаток в кредитовом обороте.
Счета, применяемые для бухучета, имеют разные виды. На сегодняшний день подобные счета имеют следующие виды:
- Актив. Для активов данные счета отражают имущество, которым располагает фирма. Остаток (сальдо) такие счета имеют только дебетовый.
- Пассив. В отличие от активов такие счета иллюстрируют исходники средств, которые имеет конкретная организация. Эти счета обладают только кредитовым сальдо.
- Активно-пассивные расчеты. Они отражают расчеты, которые были проведены поставщиками/подрядными субъектами, а также покупателями/заказчиками. Здесь же приведены расчеты, организовываемые дебиторскими, кредитивными и подотчетными лицами.
Исходя от осуществляемых операций, существуют смешанные виды бухгалтерских счетов. Это означает, что в одном периоде счет складывается из активов, а в другом – пассивов. В результате сальдо будет отражать как свойства активов, так и пассивов – будет кредитовым, дебетовым или одновременно и тем и другим.
Благодаря таким счетам вести баланс проведенных операций и отслеживать передвижения денежных средств намного проще и легче.
Балансирование учета
Еще одним важным аспектом контроля является баланс. Он — главный источник сведений о финансово-имущественном состоянии предприятия. Информация, что предоставляет бухгалтерский баланс, фиксирует возможности компании в обозримом времени выполнять взятые обязательства. Посмотрев баланс любого предприятия, можно оценить риск формирования у него финансовых трудностей.
По своей сути баланс – методика комплектования и группирования собственности фирмы по различным критериям: состав, источник и т.д.
Поэтому такой баланс имеет вид таблицы. Обычно в ее левой части отображены имущественные активы фирмы, которые подразделены по группам размещения и категориям состава. Это балансный актив. В противоположной части таблицы имущество отображается с периодами погашения и целевыми назначениями. Это балансовый пассив.
В заголовке таблицы содержится информация, по какому критерию имущество подразделяется. Здесь указывается название отчета, наименование компании, ИНН, отчетная дата, организационно-правовая форма, категория деятельности предприятия, его полный и почтовый адрес, а также утверждающие, принимающие даты.
Стоит отметить, что все указанные в таблице реквизиты должны обязательно сопровождаться кодами, взятыми из классификаторов.
После заполнения баланса он должен быть подписан как главным бухгалтером, так и руководителем компании.
Разновидности бухгалтерского баланса
Бухгалтерские балансы имеют собственную классификацию. Согласно ей, балансы разделяются по целям своего создания, а также другим характеристикам. К примеру, по периоду формирования данная документация бывает:
- Вступительной. Ее формируют при создании предприятия. Здесь баланс отражает объем ОС, с которыми компания начала свою работу.
- Текущей. Ее составляют с определенной периодичностью на протяжении всего срока деятельности данного предприятия.
- Ликвидационной. Разрабатывается в ситуации, когда происходит ликвидация компании.
- Санируемой. Ее формируют тогда, когда структура находится на грани банкротства. Благодаря такому балансу можно реально оценить состояние компании на данный момент времени.
- Разделительной. Ее создают в ситуации, когда одно крупное предприятие разделяется на несколько значительно мелких структур.
- Объединительной. Ее составляют в ситуации слияния нескольких структур (фирм) в единую.
Помимо этого балансы бывают:
- Динамические. Разрабатываются на конкретную дату. Отражают интервальные показатели (к примеру, шахматный оборотный баланс и пр.), взятые за определенный отчетный период.
- Статические. Их составляют на основе мгновенных показателей, которые были рассчитаны на конкретную дату.
- Наряду с этим существуют и другие классификации.
Бухучет и ОС
Основные базисные средства (ОС) являют собой часть собственности, что задействуется в качестве средств труда в деятельности предприятий. Также имущество может использоваться для регулирования фирмы в рамках, не превышающих год либо стандартный операционный цикл (менее 12 месяцев).
ОС могут задействоваться в деятельности фирмы многократно. При этом они сохраняют свой первоначальный внешний облик. Однако с течением времени происходит их постепенное изнашивание. Тогда их изначальная ценовая значимость отсылается на производственные издержки. При этом происходит начисление амортизации (износа).
Здесь стоит отметить амортизацию нематериальных активов. Под ними стоит понимать новый вид объектов бухучета, которые развились на этапе создания в РФ рыночных отношений. В большинстве стран мира признание нематериальных активов произошло гораздо раньше. Это же касается и подходов к идентификации нематериальных активов. Кроме этого для нематериальных активов могут использоваться различные методы оценки, поступления на баланс, а также амортизации. Поэтому в учете, который производит оценку нематериальных активов, отсутствуют стандарты.
В категорию нематериальных активов относятся любые необоротные активы компании. Современный баланс обязательно должен отражать подобную категорию нематериальных активов (ст.110).
В отечественном бухучете происходит причисление нематериальных активов к категории средств организации, имеющих наименьшую ликвидность. На этом принципе и строится бухучет нематериальных активов.
Также к нематериальной категории могут причисляться расходы организационного плана. В законодательной базе имеются четкие схемы, которые применяются для нематериальных активов предприятия.
Разновидности ОС
Виды ОС представлены в стандартной классификации. Согласно ей ОС подразделяются на группы:
- по отраслевым признакам: лесное хоз-во, АПК, строительство и т.д.;
- по назначению: ОС непроизводственного и производственного характера;
- по видам: сооружения, оборудование и т.п.;
- по принадлежности: арендная собственность и фонды, что принадлежат предприятию;
- по использованию: эксплуатационные, резервные и пр.
В бухгалтерской фиксации ОС имеют восстановительную, первоначальную и остаточную стоимость.
Проводка ОС
Современный формат бухучета, принятый в РФ, содержит такое понятие, как проводки ОС.
Проводки представляют собой специальные счета, которые оформляются по фактическим бумагам. Они отражают сумму, на которую были проведены предприятием хозяйственные операции.
Проводки позволяют упростить учет всех денежных перечислений, совершенных компанией за определенный временной промежуток.
Сведения о проведенных манипуляциях, которые было совершенны по счетам, имеют двойную запись. Это означает, что проводки записываются в дебете одного счета, а в кредите – другого. При этом их сумма будет идентичной. Благодаря такому методу все счета представляют собой взаимосвязанную и единую структуру. Такая взаимосвязь в бухгалтерской фиксации называется счетом по корреспондентской задолженности. Счета, которые участвуют в создании этой взаимосвязи, называются корреспондирующими.
Таким образом, проводки в бухучете отражают покупку объекта ОС. Проводки позволяют обеспечить складывание верной изначальной стоимости любого вида ОС предприятия. При этом проводки также отражают существующие задолженности.
Проводки в бухгалтерском контроле используются для сверки всех осуществленных затрат, что относятся к ОС. Проводки отражаются по дебету счета в корреспонденции.
Проводки главное правильно отобразить в учете НДС. Здесь необходимо знать некоторые нюансы:
- в ситуации, когда ОС будут задействованы в производстве, облагаемом НДС, возмещения происходят из бюджета;
- в ином случае размер НДС, который выставлен поставщиком, включается в финальную цену объекта ОС.
Финансовые результаты предприятий
Для каждой организации важен финансовый результат своей работы.
В бухучете финансовый результат – увеличение / уменьшение стоимости организации ее собственного капитала. Финансовый результат любого формата образуется в процессе предпринимательской деятельности, что ведет та или иная компания. При этом финансовый результат выводится за определенный отчетный период.
Стоит отметить, что финансовый результат при своем расчете опирается на такие понятия, как расходы и доходы. Рассчитывая финансовый результат для компании необходимо понимать, что доход представляет собой главный источник существования организации. Без дохода и прибыли финансовый результат будет отрицательным и компании в скором времени придется прекратить свое существование. Поэтому прибыль – главный финансовый показатель успешности.
Финансовый результат компании, помимо доходной части, должен включать и расходы. Они включают все затраты, которые были совершены в ходе технологического процесса изготовления конечной продукции. Для этого бухучет обязан отображать все хозоперации (покупки, продажи, перечисления и т.д.), которые проводило предприятие за конкретный отчетный период.
Правильные расчеты и фиксация позволяют оценить успешность работы фирмы и при необходимости внести изменения в процесс ее функционирования.
Популярный метод бухучета
Для правильного ведения бухгалтерской фиксации по ОС используют определенные методы. Самым популярным из них является ФИФО. Алгоритм ФИФО предполагает проведение оценки имеющихся ОС по себестоимости изначальных покупок.
Свое название метод ФИФО получил благодаря английской аббревиатуре FIFO. Ее можно расшифровать как «first in — first out». То есть, ФИФО на русский условно переводится как «товар, поступивший первым».
Если используется метод ФИФО, то сначала проводится списание материалов, которые были в первой партии. В данном случае ФИФО предполагает списание по цене и объему. После этого ФИФО предполагает проведение аналогичных действий с товарами и продуктами второй партии. Затем, согласно ФИФО, процедура снова повторяется. Такие манипуляции по ФИФО проводятся до тех пор, пока не будет списано общее количество запасов, что были израсходованы за месяц
Где используют?
Таким образом, можно заключить, что ФИФО – это интерпретация концепции «естественной очереди». Сегодня он используется в самых разнообразных сферах: бухучет, информатика и пр.
ФИФО позволяет избегать сложных и громоздких расчетов. При этом методом не учитываются инфляционные процессы. Специалист проводит все расчеты материальных ресурсов компании при их закупке, а также попадании на склад. В результате происходит хронологическое списывание материалов.
На практике при использовании данного алгоритма списание материалов осуществляется в двух различных направлениях:
- реализация;
- производство.
Нюансом алгоритма ФИФО является то, что здесь вещественные ценности и товары не могут быть расходованы в один момент. За основу списания в данном случае берется период захода материала на склад.
Заключение
Бухучет является неотъемлемой частью работы любого предприятия, организации или ИП, работающей на территории РФ. Причем его основная часть посвящена ОС. При их учете необходимо понимать, каким образом правильно выстроить баланс, рассчитать финансовый результат деятельности предприятия за определенный промежуток времени.
Правильно организованный бухучет позволяет быстро получать информацию уполномоченным лицам об успешности или убытках той или иной организации. Благодаря этому можно оперативно предпринимать необходимые действия с целью улучшить имеющееся положение.