ИП, после регистрации, обязано подавать свою бухгалтерскую отчетность в ФСС. Здесь существуют свои особенности, которые зависят от того, какой тип системы налоговых изъятий был выбран на предприятии. Об этом будет написано ниже.
Особенности ведения
Чтобы вести бухгалтерскую (фиксирующую) отчетность, необходимо обладать необходимым набором знаний (например, каковы требования МСФО, сколько лет хранятся документы и т.д.). Причем самым главным моментом является выбор ИП налогового режима для своей отчетности. Стоит отметить, что при выборе специальной системы, бизнесмены получают возможность в определенной степени упрощать отчетность. Поэтому они могут позволить себе содержать только одного бухгалтера или вести всю нужную документацию самостоятельно.
Каждый отдельный режим может иметь некоторые нюансы по МСФО. При этом период, сколько хранятся документы, в каждом отдельном случае также имеет различную продолжительность.
Системы налогообложения и ИП
На сегодняшний день система налоговых изъятий для ИП может быть следующей:
- Упрощенка. Отчетность при УСН представляет собой отчетность. Стоит отметить, что отчетность при УСН подается по результатам года. Срок подачи – до 30.04 предстоящего года. Отчетность ИП на УСН без работников оформляется по более упрощенной схеме. При выборе подсистемы «доходы минус расходы» также существуют свои тонкости оформления бухгалтерской отчетности;
- ЕНВД. Отчетность ИП на ЕНВД требует подачу декларации. Бухгалтерские документы здесь подаются в срок до 20-го 1-го месяца, что идет за требуемым периодом квартала;
- ЕСХН. Здесь бухгалтерию составляет декларация. Она подается до 31.03 предстоящего года;
- ПСН. Декларация бухгалтерской отчетности здесь не подается;
- ОСНО. В данном случае отчетность ИП на ОСНО оформляется по декларации 3-НДФЛ. Документы подаются до 30.04 следующего года, по 4-НДФЛ – в срок, не более 5 суток после завершения месяца с момента обретения первого дохода, а по НДС – в срок до 25-го 1-го месяца предстоящего квартала.
Каждый алгоритм налоговых изъятий имеет свой явный минус, но и много плюсов. Об этом следует учитывать, выбирая конкретный вид для своего предприятия, ИП или организации.
Особенности режимов налогообложения
Каждый режим изъятий в бухгалтерской отчетности при оформлении документов опирается на требования МСФО. В некоторых случаях происходит трансформация бухотчетности в соответствии с параметрами МСФО.
В соответствии с этим правила оформления определяются в зависимости от типа выбранной системы налогообложения. Если некоторые режимы используются совмещенно, то документы по бухгалтерской отчетности подготавливаются отдельно и за определенный период.
Также допускается нулевая отчетность ИП. Здесь оформляются те же документы, что и в обычном случае, но только в строках (доходы, расходы и т.д.) проставляются нули. При закрытии организации, поданная отчетность проверяется дотошнее всего.
Что следует знать?
В каждом отдельном случае необходимо знать самые важные нюансы:
- сколько времени длится отчетный период для конкретной организации. Сроки подачи для каждого режима определяет налоговый кодекс;
- сколько лет хранится документация. Каждый тип документов имеет свои сроки хранения. Обычно в любой организации существует специальная таблица, отражающая сроки хранения (количество лет) каждого вида документов;
- дата подачи документов в налоговую;
- какая существует программа для сдачи бухгалтерской документации.
Все эти параметры определяются в соответствии с законом и МСФО. В соответствии с этим подбирается трансформация или последовательность оформления документов (особенно при закрытии организации).
В соответствии с требованиями отчет вести обязательно (особенно, если дело касается «доходы минус расходы»). Иначе его могут не принять.
Подача отчетности
Любые организации, действующие на территории РФ, должны подавать бухгалтерские отчеты в налоговую. При этом в каждом отдельном случае имеется свой срок подачи документов за определенный период.
Стоит отметить, что сюда в сроки подается только отчетность за период в год. Срок сдачи — до 31.03 года, который идет за отчетным.
Если предприниматель не успел в нужные сроки, тогда на него возлагаются штрафные санкции. Поэтому очень важно знать, какой срок сдачи документов был определен законом. А также требования, прописанные для оформления или трансформация в МСФО.
В установленный законом период (срок сдачи бухгалтерской отчетности) организации должны подавать данные и в органы госстатистики.
Для сдачи документов существует специальная программа, которая упрощает эту процедуру.
Особенности подачи в ФСС
При подаче бухгалтерской отчетности в ФСС в соответствии с законом и МСФО (особенно, если была трансформация) обязательно используется шлюз. Он необходим для приема документов.
Чтобы использовать шлюз для приема отчетности, требуются знания законодательных норм. Если шлюз использовался неправильно, тогда приема документации можно не ждать. На данный шлюз попадают через специальный портал.
Программа «шлюз приема отчетности» представляет собой специальную точку доступа, через которую осуществляется закачка документации организации в ФСС.
«Шлюз приема отчетности» — программа, которая используется для следующих целей:
- передача нужных бумаг после оформления или того, как прошла их трансформация в соответствии с МСФО;
- минимизация затрат;
- чтобы срок подачи в требуемый период значительно сократился.
Программа «шлюз приема отчетности» гарантирует безопасность и надежность сдачи отчетности. Этот портал очень удобен в использовании. Но только, если он применяется в соответствии с требованиями.
Если все сделать правильно при заполнении, портал позволит эффективно передать отчетность в ФСС.
Удобство использования портала
Портал, которые используется ФСС для приема документов, имеет много преимуществ. Так, данный портал позволяет в сроки отправить отчетность. При этом дата отправки определяется в самой организации, но в положенный период (срок прописан в законе).
Также портал позволяет экономить время. Поэтому вести отчетность становится в разы проще. Используя портал, можно хорошо сэкономить, ведь не нужно самостоятельно вести документы в службу.
Закрытие ИП
Как мы уже выяснили, вести фиксирующую отчетность следует в строгом соответствии с буквой закона. Подача документов (дата узнается в налоговой), трансформация отчетности в соответствии с МСФО, период их хранения (сколько лет хранится в хранилище) – все это области применения данного правила. Также оно задействуется и при закрытии организации. В последнем случае компания должна выполнить все действия в соответствии с действующей законодательной базой.
При закрытии организации отчетность должна быть принята налоговой без претензий. Здесь также используется портал государственных служб.
Самый главный минус, который несет в себе процедура, выполнимая при закрытии ИП, – сложность. Стоит отметить, что при закрытии предприятия оформляется ликвидационная декларация. Она подается через портал, после того, как о закрытии была осведомлена соответствующая структура. Использовать специальный портал в этом случае очень удобно.
Срок подачи декларации при закрытии ИП не привязан к определенному времени. Дата закрытия выбирается самостоятельно. Однако этот срок не должен быть позднее 25-го числа месяца, что идет после закрытия. Этот период прописан в законе.
Решение о закрытии предприятия принимает руководитель. Он же и выбирает для этого конкретный период. Обычно решение о закрытии организации происходит из-за того, что расходы критически превысили доходы.
Важный нюанс отчетности
Самым важным нюансом в бухотчетности является правильное отображение таких параметров, как доходы и расходы. Эти параметры используются для того, чтобы высчитать чистую прибыль – доходы минус расходы. Подсчет параметра «доходы минус расходы» осуществляется за конкретный требуемый период.
В фиксирующей отчетности «доходы минус расходы» отражают прибыльность организации, что дает возможность отслеживать этот параметр во времени. Благодаря параметру «доходы минус расходы» можно оценить благосостояние компании за весь период ее существования, вплоть до открытия. Таблица, в которую вносится баланс, всегда содержит эти параметры.
Однако именно доходы и расходы часто приводятся с ошибками, что влечет за собой неточность всего отчета. Поэтому за их расчетом нужно следить особенно внимательно. А сам отчет должен составляться по требованиям МСФО.
Как нужно хранить?
После сдачи отчетности, организации еще несколько лет обязаны организовать необходимые условия хранения первичной и отчетной документации. Каждый отдельный документ имеет свой срок хранения (обычно это несколько лет).
Лицо, ответственное за сохранность документации, ведет специальный учет, в котором указывается дата принятия бумаги, а также сроки, когда ее можно передать в другое хранилище или уничтожить.
Срок хранения документов (количество лет, месяцев) прописан в законодательной базе. Исчисление срока начинается с начала года (1 января). Почти любой документ хранится в течение трех лет. Но есть бумаги, срок хранения которых составляет иные временные рамки.
По прошествии требуемого количества лет, бумаги снимаются с хранения и подлежат уничтожению.
Сегодня, благодаря распространению технологий, документация имеет как электронное, так и бумажное отображение. Хранится в обоих форматах, в течение требуемого количества лет могут любые документы.
Заключение
Бухгалтерская отчетность – важная составляющая деятельности любого предприятия. Поэтому она должна выполняться профессионалами и безукоризненно. Иначе у компании почти наверняка будут проблемы с налоговой.