Пояснительные записки к бухгалтерской отчетности и ПМ 04

Как мы уже говорили много раз, без бухгалтерии или хотя бы одного специалиста не может обойтись ни одно предприятие. Хотя бы основы бухгалтерской отчетности должен знать и сам руководитель, а иначе он не сможет осуществлять контроль за деятельностью фирмы.

Бухгалтерское дело – не простое дело. Недаром существует специальный порядок составления бухгалтерской отчетности. Право работать бухгалтером дает серьезная практика. Необходимо соблюдать общие требования к бухгалтерской отчетности. Все эти моменты мы рассмотрим в данной статье.

Также мы ознакомимся с таким понятием, как составление и использование бухгалтерской отчетности. Узнаем, что понимается под бухгалтерской отчетностью, а также какова технология составления бухгалтерской отчетности.

Бух отчетность. Порядок формирования отчетов

Как уже говорилось ранее, существует определенный порядок составления бухгалтерской отчетности.

Для чего составляют бухгалтерскую отчетность

Итак, давайте подробнее:

  1. Описание всех операций и расчетов за период отчетности.
  2. Предварительно – необходимо позакрывать все счета в конце отчетного периода.
  3. Соблюдать все сроки сдачи, а также проставлять все подписи и печати.
  4. Отчетный год заканчивается датой 31 декабря.
  5. При наличии ошибок используется пояснительная записка.

На каких принципах построена бухотчетность?

В законодательстве четко указаны принципы составления бухгалтерской отчетности.

Они выступают как основные правила, и являются очень важными для начинающих профессионалов, так как в этих принципах отражены основное понятие бухгалтерского дела, описаны все сроки по сдаче отчетов, наличие подписи, право на доверенность и многое другое.

Бухгалтерская отчетность и ее основы

Итак, вот они, принципы бухучета:

  • бухучет – это документы, которые связаны между собой;
  • финансовую отчетность составляют для инвесторов, руководства, общественности, проверяющих, поставщиков и клиентов;
  • все сведения должны быть достоверными;
  • стремление к развитию фирмы;
  • понятность для всех.

Цели бухучета

Любопытный факт – у финансовой отчетности, оказывается есть свои цели. Это, во-первых, возможность предоставления финансовой ситуации фирмы для заинтересованных людей и организаций. Во-вторых, целью считается определение перспектив дальнейшего развития предприятия.

В-третьих, ведение отчетности помогает повысить эффективность того или иного вида деятельности. Все документы подкрепляют достоверность данных отчета, и поэтому хранятся некоторое время.

Какие компоненты включены в бухотчетность?

В отчетность по финансам входит несколько компонентов:

Отчетность ПМ 04 в бухгалтерской отчетности

  • баланс и все необходимые документы;
  • финансовые результаты;
  • по необходимости – пояснительная записка (форма 04);
  • заключение проведенной проверки.

В чем суть пояснительной записки?

Отдельно хочется сказать о пояснительной записке. Пояснительная записка (форма 04) раскрывает суть баланса и результатов. В нее входит информация о фирме, об ее финансовом положении, о разнице с прошлым отчетом и новостях в бухгалтерском деле.

Пояснительная записка (04) считается важным критерием предоставления информации. Кроме того, пояснительная записка (например, 04) дает возможность «заглянуть» в дальнейшие перспективы финансового положения фирмы, оценить все возможные риски и дать оценку ликвидности деятельности.

Когда сдавать отчеты?

На данный момент сроки сдачи отчетности по бухгалтерскому делу длятся с 1 января и ограничиваются датой 31 марта. По налогам получается вот что. НДС сдается до 26 числа каждый квартал. А ЕНВД, к примеру, до 20 числа каждого квартала.

Зная сроки предоставления отчетов, бухгалтера сдают их «как по маслу»: без нервов, путаниц и грубых ошибок. Право на сдачу отчетов дается главному бухгалтеру фирмы или ее руководителю. Естественно, при необходимости, можно оформить доверенность на сотрудника фирмы, чтобы именно он сдавал отчеты.

Зачем нужна пояснительная записка к бухгалтерской отчетности

За несвоевременную подачу документов на организацию могут наложить штраф.

Однако, внутренние отчеты можно сдавать в более размытые сроки.

Доверенность

Считается, что все документы должен вести бухгалтер. Но иногда возникает необходимость выписать доверенность на кого-либо с фирмы. В этом случае это может быть просто бухгалтер либо даже курьер. Доверенность должна содержать подписи руководителя и главного бухгалтера, а также сроки действия данного документа.

Право подписей по доверенности

В принципе, любая доверенность должна иметь сроки не более трех лет. Кроме того, что существует доверенность на сдачу отчетов, есть еще и доверенность на право подписи документов. Выписывается она на специальном бланке, с указанием таких данных как:

  • дата и название организации;
  • информация о руководителе;
  • информация о доверенном лице;
  • документы, которые имеет право подписывать доверенное лицо;
  • срок, подписи, печати, штампы (при наличии).

Зачем нужна доверенность на право подписи

Кстати, доверенность для подписи документации не требуется утверждать у нотариуса. Достаточно обойтись печатью фирмы и не без подписи руководителя, естественно.

Бухгалтерия и ПМ – что это?

Понятие ПМ в бухгалтерии – это не пистолет макарова, как многие думают. Это форма отчетности, которая делится на пм-01, пм-02, пм-03, и пм-04. Все они относятся к отчетности бухгалтерской деятельности, но с разницей в формах учета.

01 отвечает за имущество фирмы. 02 – за обязательства предприятия, в первую очередь, финансовые. 03 – бюджет и внебюджет. И, наконец, 04 – технологии использования бухучета. В принципе, именно об 04 вся наша статья и написана.

Существуют также 05, 06 и 07 формы, но о них мы сегодня говорить не будем, там больше информации по налоговой отчётности.

Технологии составления бухотчетов

Документы – лишь малая часть для составления отчетов. Понятие технологии определяется здесь как общие правила для всех. То есть составляем баланс, сводим его с расчетной документацией, готовим отчет о финансах и подводим итоги.

Как составляется бухгалтерская отчетность

Главное – реальные цифры, все подписи, сроки сдачи и доверенность (при необходимости). Право на составление бухотчетности принадлежит либо руководству, либо бухгалтеру, или нанятой специальной бухгалтерской службе.

Какие требования выставляются законом к бух отчетности?

Понятие «хороший отчет» должно подходить под законодательные требования. Такие, как:

  • целостность и взаимосвязь всех составляющих отчета;
  • все документы, и пояснительная записка – включительно;
  • право на доверенность и подписи;
  • понятное и достоверное изложение информации;
  • сравнение показателей текущей отчетности с показателями прошлого периода (в т.ч. сравнивается пояснит. записка).

И еще немного информации

Как говорится, много информации не бывает. И в таком важном деле, как бухгалтерский учет, тем более. Умение правильно формировать документы для отчетов определяют опыт и уровень компетентности специалиста. Бухотчетность сдается в органы статистики и в налоговую инспекцию.

Отдельно хочется сказать о том, что даже если в малой организации присутствует только одно лицо – бухгалтер, он все равно выполняет функции главного бухгалтера. Просто в его подчинении нет помощников – других бухгалтеров.

Основные правила составления бухгалтерской отчетности

Но он также является материально ответственным лицом и имеет такое же право на подпись документов, как и главный бухгалтер.

Право выбора руководителя – заводить штат бухгалтеров или одного, но ответственности меньше не будет. Единственное, в чем проще для малого бизнеса и наличия одного бухгалтера – это упрощенная система налогов.

Штрафы

Отдельным подразделом мы вынесли систему штрафов – для того, чтобы вы, дорогие читатели, могли избежать этого неприятного момента.

Итак, за что могут наказать?

  • За неправдивые данные.
  • За неподачу отчетности, или за опоздание.
  • В налоговой могут наказывать административными штрафами за те же проступки, что и в органах статистики. И кстати, подумывают ввести более серьезные, чем 200 гривен, штрафные санкции, наподобие тех. Что налагают при не сдаче налоговых деклараций.

Немного истории бухгалтерского дела

Изначально ведение бухгалтерии было связано с привлечением инвесторов. То есть от красиво поданного материала зависела судьба предприятия. Насколько хорошим был отчет, таков результат и ждал его на рынке труда и финансов. Сегодня ситуация не особо поменялась, единственное, что сейчас фин отчётность нужна не только для инвесторов, но и для будущих клиентов, аудиторов, предприятий-союзников и даже общественности.

Какой должна быть бухгалтерская отчетность

Только представьте: в журналах по бухучету можно найти информацию о любой фирме, в частности о ее финансовом положении, рейтинги, перспективы и даже анализ экономистов. Вот как шагнула бухгалтерия вперед!

Выводы

Вот и подошла к концу наша увлекательная статья, надеюсь вам удалось извлечь из нее много нового и важного материала для дальнейшей работы или просто для общего развития.

Право на подпись документов, сдача отчетности, пояснительная записка – это все было описано на понятном языке.

В статье описаны все самые важные моменты по составлению отчетности, все мелкие нюансы этого нелегкого дела, все возможные неурядицы, которые могут возникнуть у начинающих предпринимателей и их сотрудников. Читайте, используйте материал по назначению, и главное – пробуйте развиваться в данном направлении.

Какие документы нужны для составления бухотчетности

Желаем вам плодотворной работы в «бумажной» сфере, если вы – бухгалтер; побольше активов, а также успехов в развитии организации – если вы руководитель! Не забывайте: у хорошего главы предприятия – самые лучшие сотрудники.