Виды бухгалтерских отчетностей и виды финансовой отчетности

Сложно переоценить роль бухгалтерской отчетности (БО) – основываясь на ее показателях, можно понять в каком состоянии дела компании или ИП в данный момент, а также выяснить к каким результатам привела хозяйственная деятельность за конкретный период. БО используют во время проведения анализа результативности работы предприятия.

Как мы видим, бух отчетность бывает разная и используется она для самых разнообразных целей. Следовательно, существуют и разные виды бухгалтерской отчетности, речь о которых и пойдет далее. Также далее вы найдете информацию о том, существуют ли сроки сдачи для отчетности и можно ли их нарушать.

Разновидности БО

БО разделяют в зависимости от:

  • Периода составления;
  • Сведений, входящих в ее состав;
  • Целей, для которых ее составляют.

Разновидности бухгалтерской отчетности

По первому критерию разделяют годовую и промежуточную, иными словами внутригодовую, отчетность. Последняя может составляться на основе показателей за месяц, квартал, полгода. Для налоговой необходимо предоставлять именно показатели годовой формы. Причем установлены сроки сдачи, нарушать которые не рекомендуется.

Если в состав отчетной документации входят данные обо всем предприятии в целом, то речь идет об общей отчетности. Если же предоставленная информация баланса касается лишь одного отдела компании – это частная БО.

Виды бухгалтерской отчетности разделяют и по целевому предназначению. По этому показателю выделяют внутреннюю и внешнюю БО. Первая является коммерческой тайной и на основе ее показателей занимаются составлением дальнейшей стратегии. Внешняя предоставляется налоговой, а также и другим заинтересованным лицам.

Отчетность финансовая и ее разновидности

Финотчетность по своей сути это БО, поэтому и виды финансовой отчетности точно такие же. Основными же ее формами являются бух баланс, отчет о фин результатах, перемещениях денежных средств и об изменениях в составе капитала компании.

Виды финансовой отчетности

Отдельно от всех остальных стоят финотчетности страховых и кредитных компаний, а также финансовых некредитных и пенсионных фондов, которые не принадлежат государству.

Отчетности для налоговой и ее виды

Закон обязывает ИП отчитываться перед налоговой о своей деятельности, причем делать это необходимо в строго установленные для сдачи сроки. Занимаясь составлением подобной документации, необходимо помнить, что меняться может как ее состав, так и сроки сдачи. Поэтому перед тем как приступать, необходимо поинтересоваться были ли изменения.

Для налоговой необходимо предоставить данные о затратах предприятия и его прибылях, а также источниках доходов.

Необходимо также указать, применимы ли льготы относительно данного предприятия. При этом важно помнить, что нарушать сроки сдачи нельзя даже если налог не платиться в данный момент. Другими словами для нулевой отчетности крайне необходимо соблюдать сроки сдачи, иначе – штраф от налоговой!

Для налоговой подаются несколько отчетных документов, среди которых:

  • Непосредственно декларации;
  • Расчеты авансовых платежей;
  • Информация о количестве сотрудников;
  • Другая документация, связанная с уплатой налогов.

Виды налоговой отчетности

Что интересно – сроки сдачи каждого из видов документа свои. На сроки сдачи могут влиять выходные дни, поэтому стоит быть предельно внимательным и перед сдачей изучить график праздников.

За что еще отчитываются?

В состав отчетности для налоговой еще входят еще несколько деклараций. Транспорт, земельные участки, имущество также облагается налогами. И если у предприятия есть во владении что-либо из вышеперечисленного, необходимо предоставить для налоговой декларации об уплате, установленных законом, сборов. Для подобной отчетности также действуют свои сроки сдачи.

Сроки сдачи отчетной документации действуют не только в налоговой. Отчитываясь в Фонд соцстраха, необходимо также их соблюдать. В целом еще перед началом своей деятельности желательно выяснить все тонкости составления различных отчетностей.

Бухбаланс и его значение

Особое место в отчетности организации занимает баланс, состав которого включает в себя наиважнейшие показатели хозяйственной деятельности. Составлением его могут заниматься только люди с высоким уровнем профессионализма и большим опытом, поскольку в баланс включаются различные данные, которые необходимо тщательно проанализировать.

Роль бухгалтерского баланса

Баланс должен соответствовать определенным требованиям:

  • Информация, входящая в состав баланса, должна быть достоверной и актуальной;
  • Ясность – баланс должен быть понятным;
  • Единство;
  • Реальность;
  • Должна существовать также и взаимоувязка с другими видами отчетности.

На последнем пункте остановимся подробней.

Взаимосвязь и ее роль

БО в свой состав включает разные статьи, одной из которых и является баланс. И между ним и другими формами отчетности должна соблюдаться взаимоувязка. Грубо говоря должна существовать взаимосвязь показателей баланса и показателей других коэффициентов.

Взаимоувязка существует и среди показателей различных статей самого баланса.

Известно, что суммы итоговых пассивов и активов должны быть равными – это самый яркий пример, в котором видна взаимоувязка.

Невозможно провести углубленный и детализированный анализ финансового состояния корпорации, не зная каким образом взаимосвязаны различные коэффициенты. Давно уже разработаны детальные таблицы, в которых наглядно продемонстрирована эта взаимосвязь.

Зачем проводить опись имущества

Согласно законодательству, перед составлением отчетности о хозяйственной деятельности предприятия, должна проводиться инвентаризация. Порядок проведения этой процедуры описан в специальных методологических указаниях. Инвентаризация обеспечивает достоверность информации, указанной в документации.

Инвентаризация перед составлением годовой отчетности

Перед тем как приступить к процедуре, необходимо выполнить еще ряд действий. Руководство должно издать постановление, в котором указать лиц, ответственных за ее проведение. В этом же постановлении указываются и временной интервал, в течение которого должна быть завершена инвентаризация. Указывается также и причина, из-за которой проводится инвентаризация.

Если инвентаризация выявит расхождение между фактическими показателями и теми, что указаны в документации, составляется соответствующий акт. Инвентаризация может указать как на излишки, так и на недостачу ресурсов. Для каждого случая есть свои проводки.

Инвентаризация, проведенная перед составлением БО, позволит получить более точные сведения.

БСО – виды и учет

Существуют документы, которые заменяют собой кассовые чеки, то есть подтверждают факт получения наличных средств – БСО.

Использование бланков строгой отчетности возможно при оказании различных услуг. Для бланков строгой отчетности нет официально установленной единой формы, что несколько усложняет процесс их использования.

Виды бланков строгой отчетности

Некоторые разновидности бланков строгой отчетности не утверждены, однако могут использоваться в деятельности ИП при расчетах.

Поскольку для бланков строгой отчетности нет установленных правил, каждая компания вправе сама разработать их внешний вид. Для этих бланков, используемых в строгой отчетности, важно указывать следующие сведения:

  • Вид услуги и ее стоимость;
  • Полученная сумма;
  • Дата;
  • Название, номер свидетельства регистрации и ИНН компании;
  • Адрес компании.

Для бланков строгой отчетности существуют свои серия и номер, которые также должны быть указаны. Возможно самостоятельное изготовление бланков строгой отчетности. А если же требуется определенная защита бланков строгой отчетности (голограммы), придется обращаться в типографию.

Итоги

Использование бланков строгой отчетности предполагает и их учет, который может быть как автоматизированным, так и ручным. К преимуществам бланков строгой отчетности можно отнести отсутствие необходимости в кассовом аппарате. А вот к недостаткам – тот факт, что используют их только в случае предоставления услуг.