Так исторически сложилось, что интересы у женщин и мужчин несколько отличаются, потому для них есть свои предпочтения в выборе бизнеса. Что более подходит дамам?
Бизнес на дому – своя идея или чужой бренд?
Своя идея или франшиза – непростой выбор. Разрабатывая свою бизнес-концепцию, стоит сразу определиться: работать на свой страх и риск, реализуя бизнес-идею с нуля своими руками, либо вам понадобиться франшиза на какой-либо вид деятельности под свой вкус.
Свой бизнес можно построить на выращивании простых шампиньонов у себя в подвале, оставляя всю прибыль себе, а можно – на выращивании особых королевских шампиньонов известного бренда, которому будете отчислять часть прибыли.
Во втором случае вам обеспечен консалтинг, советы специалистов, но самое главное – готовый план под свой бизнес, по которому вы будете работать, закупать оборудование, выстраивать мини-производство в домашних условиях, а может в условиях села. В первом случае вы все делаете сами – сами зарабатываете, но сами и ошибаетесь.
Домашний бизнес пусть и мини (с минимальными вложениями), но времени потребует немало. Далеко не все удастся сразу сделать своими руками с нуля, а франшиза (точнее опытный франчайзер) вам наверняка поможет.
Отрасль
Определив, в каком формате будете запускать свой проект, стоит выбрать сферу – все виды деятельности имеют недостатки и преимущества, потому выбирать надо очень внимательно. Домашний бизнес для женщин – это может быть как производство, какие-либо самоделки, так и сфера услуг. Последний вариант не требует таких вложений, как производство (даже если речь идет про мелкое производство в домашних условиях).
Производство это не только пошив или кулинария, о чем традиционно вспоминают первым делом. К этой категории относится также выращивание чего-либо – от грибов (шампиньонов например) до перепелов (птицеводство как домашний бизнес популярно издавна). Также можно наладить производство сыров (сыроварение можно организовать своими руками – поначалу никакое оборудование вам не понадобится, было бы откуда брать сырье — молоко).
МЛМ от франчайзера и не только
Франшиза, чтобы начать свое дело – это несколько сложнее с юридической и финансовой точки зрения, но проще с практической, особенно если это прямые продажи. Все уже придумано за вас – ненужно чего-либо изобретать для себя с нуля. Есть готовый кейс, и называется это все «франшиза».
Вы берете готовую концепцию бизнеса, чужой бренд, и работаете, соблюдая стандарты и требования франчайзера под чутким руководством материнской структуры. За поддержку и бренд вы будете отчислять регулярно какой-то процент прибыли. Плюс изначально франшизу надо купить.
Покупка франшизы не всегда означает, что вам будет предоставлено необходимое оборудование. Если вам потребуются какие-либо станки для домашнего бизнеса, то придется их приобрести. Одновременно с затратами на аренду бренда (это и есть франшиза) все это может влететь вам в копеечку. Так что стоит подготовить дополнительные вложения капитала.
Впрочем, как мы уже говорили, сфера услуг не требует станки, оборудование либо вложение колоссальных средств. В зависимости от рынка, на котором вы работаете, вам потребуется лишь подключенный к интернету ноутбук и телефон с безлимитом. Все остальное будет оплачивать заказчик ваших услуг.
Популярная франшиза для женщин может быть как в сегменте торговли, так и в категории «услуги для красоты». Иначе говоря, вы можете, например, стричь кого-то на дому, делать макияж или маникюр, если навыки позволяют. А можете продавать крема и те же лаки мастерам.
Работать можно в любом сегменте этой цепочки – от производителя косметики до конечного реализатора.
В этом контексте нельзя обойти стороной такое понятие как «прямые продажи», наилучшими примерами которых можно считать «Орифлейм» и Qnet .
Шведский стиль
«Орифлейм» это всемирно известная торговая марка косметики. Сегодня, наверное, уже и не встретишь женщину, которая никогда не пробовала применять средства «Орифлейм» — они дешевые и относительно качественные, т.к. качество регламентирует шведская франшиза. Так что начать с себя в случае с «Орифлейм» является непосредственным маркетинговым ходом: пробуешь косметику на себе, а потом продаешь её другим.
Распространяется она, как уже было сказано, методом «прямых продаж», «сетевого маркетинга» или МЛМ. Некоторые люди, плохо знакомые с этой концепцией, называют такой бизнес «финансовой пирамидой», хотя это не совсем так – «Орифлейм», Qnet и подобные им это, конечно, пирамида, но не финансовая.
Пирамида или нет?
Финансовая пирамида предполагает передачу денег без какого-либо производства товаров или предоставления услуг, не требует оборудование. Работать можно с нуля, нужны лишь деньги – с минимальными вложениями там также можно поучаствовать, при любви к риску.
Вся система делится на десятников, сотников, тысячников и т.д. Чем больше людей «под тобой» — тем больше денег они тебе передают. Ты тоже передаешь часть денег «наверх». Разросшаяся пирамида лопается. Все, кто был внизу, лишаются своих денег.
Это как производство шампиньонов – глава пирамиды «взращивает» её, «поливает» щедрыми вложениями, привлекает людей, давая им возможность присоединиться с минимальными вложениями, а выйти оттуда с вложениями капитальными. Но рано или поздно любая пирамида лопается.
Китайский стиль
Qnet это китайская МЛМ-франшиза, работающая по всему миру. Они продают все, за исключением, разве что, шампиньонов – от БАДов до ювелирки. В отличие от «Орифлейм», чья франшиза адаптирована под косметику, более широкий выбор товаров позволяет потенциальному адепту сети Qnet выбирать одно либо несколько направлений.
Пирамида МЛМ (тот же Qnet) это немного другое. Тут она нужна не столько для работы с вложениями (хотя это тоже), сколько для перепродажи нижестоящим товара с небольшой наценкой. Вы встраиваете в пирамиду свой бизнес. Если человек покупает товар, то это уже не финансовые махинации, а система логистики.
Как шведская «Орифлейм» продает косметику, так гонконгская Qnet продает биодобавки, часы, бытовые приборы и много чего еще. Несмотря на то, что во многих странах МЛМ запрещен либо жестко ограничен, в России он вполне рабочий.
Нельзя сказать, что так у вас появится свой бизнес, однако определенный капитал при должном везении приобрести удастся. Но браться за такое дело стоит только если у вас уже есть какая-то своя база контактов, иначе сбыть потом товар проблематично.
Получается, что идея МЛМ под серьезным брендом (QNet не исключение) не так уж опасна, однако и реальный заработок в Qnet возможен скорее как доход не столько с продажи конечным покупателям, сколько процент от сделок ваших младших партнеров по пирамиде.
Если в вашем городе этот бренд еще не представлен, и вы станете главой этой пирамиды, то есть все шансы разбогатеть. В противном случае, если вам отведено место в самом низу, то надеяться на высокий доход не стоит. Это актуально как для «Орифлейм», так и для Qnet.
Выпуск продукции на дому
Говоря про производство в домашних условиях – начать стоит с себя, купили бы вы свой товар? Производство это более сложный вариант для начала своего дела, чем услуги. Однако гораздо более перспективный т.к. позволяет и творчески самореализоваться, и портфолио работ сделать, по которому вас в будущем будут узнавать.
Правда, это хорошо только в случае, если вы намерены выпускать очень качественный продукт. Если же это будут какие-то непонятные самоделки (не в смысле «самоделки» — сами сделаны, а в смысле халтуры), то и перспективы сомнительны.
Самоделки
Кстати о бизнесе в формате «самоделки». В наше время бизнес на том, что делается своими руками, очень популярен. Самое главное, для его успешного масштабирования есть все предпосылки и инструменты.
В частности – социальные сети. Там можно реализовать любые самоделки. Причем владельцы даже самых крупных соцсетей это понимают, и потому идут навстречу спросу. Так, не так давно в ВК появилась возможность продавать товары практически на любой странице или группе. Очень удобно.
«Самоделки» это могут быть какие-либо заколки, украшения, вязаные или вышитые вещи, картины и даже одежда. К этому же, кстати, можно в каком-то смысле отнести и выращивание домашних цветов – многие женщины продают ростки или готовые растения просто отправляя их по почте, в посылке. То есть понятие «самоделки», фактически, это все то, что входит в понятие хобби.
Только в данном случае эти хобби-самоделки позволяют еще и заработать. В большинстве случаев говорить о крупном бизнесе на этой основе не приходится, но для семейного бюджета это почти всегда хорошее подспорье. Впрочем, есть и обратные примеры, когда самоделки заставляли женщин бросать постоянное место работы, т.к. хобби приносило больший доход.
К тому же вы со своим мини-бизнесом не будете ни от кого зависеть, не нужна вам никакая франшиза или оборудование, серьезное производство, «Орифлейм» с Qnet и пр. Вы сами себе хозяева – работаете когда хотите и как хотите.
Масштабируем свое дело
Мини-производство или микро-производство можно наладить по пошиву одежды, о чем мы упоминали в предыдущем разделе, но масштабировать затем до более серьезного уровня. В этом случае одной мини-машинкой для шитья не обойдешься – понадобится более серьезная техника и оборудование.
Если дело пойдет совсем хорошо, то придется нанимать работниц, а также регистрировать себя как ЧП или ИП. Производство можно разделить по масштабам:
- Мелкотоварное производство;
- Производство среднего масштаба;
- Фабричное/заводское производство.
В домашних условиях можно наладить только мелкотоварное производство. Чаще всего это легкая промышленность – шитье одежды или выпечка, готовые обеды своими руками. Она потому и называется «легкой», что не требует тяжелые станки. Если, конечно, речь не идет про производство в крупных масштабах.
Производство еще часто понимается и как «выращивание» применительно к аграрной отрасли. Одним из наиболее перспективных способов монетизации простаивающих подвалов с высокой влажностью является выращивание грибов, хотя выращивание шампиньонов требует несколько больше усилий.
Шампиньоны и другие грибы
Чаще всего речь идет про выращивание шампиньонов, как наиболее востребованные на рынке грибы, однако в реальности их видов гораздо больше, и эту сферу можно разделить на такие направления (по популярности среди владельцев мини-бизнеса):
- Выращивание шампиньонов;
- Выращивание вешенки;
- Выращивание опят;
- Выращивание других грибов (более редких).
На самом деле, продажа грибов – это очень выгодно, если вы живете в сельской местности, у вас есть свободный погреб или подвал, подходящий для грибов. Все что нужно, это настроить специальное освещение и температуру/влажность под ваши виды грибов, закупить специальную питательную смесь также под конкретные виды грибов (или сделать своими руками из комбикормов, испорченных овощей или тех же старых грибов) и мешки со специальными прорезями для грибов.
Для более серьезного производства грибов нужны специальные лотки и лампы (особенно для прихотливых королевских шампиньонов), но все это тоже решаемо, потому выращивание грибов – это, наверное, наилучший вариант для бизнеса своими руками в сельской местности. Грибов не нужно пасти или кормить, им нужен только свет, тепло и влажность.
Микро-бизнес для села и дачи
Помимо выращивания шампиньонов и других грибов, стоит обратить свой взор и к более традиционным видам сельского мини-бизнеса, оформленного своими руками, таким как выращивание птицы. В последнее время очень популярно выращивание перепелов. Они растут очень быстро, выдают много яиц при правильной кормежке, относительно неприхотливые и на пике спроса.
Свой бизнес в сельских условиях вы можете выстроить, выращивая своими руками такие виды домашней птицы (в порядке убывания популярности):
- Куры;
- Перепела;
- Индейки;
- Гуси/утки.
Отметим, что для микробизнеса с минимальными вложениями не требуется никакое особое оборудование. Хотя, конечно, к категории «оборудование» относятся и клетки для перепелов, и холодильники, где будут храниться яйца и мясо до продажи.
Однако на практике все это вполне доступно, если у вас есть свой участок в сельской местности. И никакая франшиза не нужна – почти все необходимое оборудование можно сделать своими руками из подручных средств с минимальными затратами.
Перепелиная ферма
Если у вас есть дача или приусадебный участок, и вы решили выращивать перепелов (птица мелкая, тоже в классе «мини»), то можно отделаться мини-вложениями. Разведение традиционных кур наладить дешевле, чем перепелов, но и доход с них меньше (с учетом затрат, рентабельности, да и аппетиты у бройлеров минимальными не назовешь).
Одна перепелка дает в месяц до 30 яиц, а нестись они начинают уже в возрасте 25 дней. Это конечно не грибы, но тоже быстро. Курица – несется гораздо меньше, хотя сами яйца гораздо крупнее. Впрочем, в пересчете на массу, перепелиное яйцо в пару раз дороже куриного.
Многие выращивают перепелов даже в домашних условиях с минимальными вложениями, хотя это не вполне гигиенично т.к. от них много помета. Каждому свое.