Многие сегодня задумываются о том, чтобы уйти с работы и открыть свой бизнес. Но срываться с насиженного места и кидаться в омут с головой не стоит, так как предпринимательство скрывает много подводных камней, которые уже снесли немало «горячих голов». Поэтому нужно не действовать опрометчиво, а найти ответ на простой, но в то же время очень важный вопрос «с чего начать малый бизнес?». В этом вам поможет разобраться наша статья.
Когда риск оправдан
Несмотря на то, что многие люди мечтают изменить свою жизнь и начать свой бизнес, на практике такое решение принимают лишь единицы. Ведь гораздо безопаснее работать по 8 часов 5 дней в неделю и ни о чем больше не думать. Если же открыть ИП или другой формат бизнеса, то нужно постоянно думать о его развитии, проверках со стороны налоговой службы и о многих других проблемах.
Но, несмотря на кажущуюся сложность, свой бизнес может стать началом новой жизни и привести человека к финансовому благополучию. Ведь именно так в свое время начинали известные на весь мир миллионеры и миллиардеры.
Малый бизнес – что это?
Для того чтобы открыть свое дело, необходимо понимать, что такое малый бизнес и как его создать. Малый бизнес является синонимом частной предпринимательской деятельности. При этом такая деятельность не должна входить в состав любых крупных корпораций или монополий. Таким образом, чтобы начать свой бизнес, достаточно открыть ИП.
ИП представляет собой наглядное пособие для понимания работы по типу малого бизнеса. Здесь имеется собственник, под руководством которого работает небольшая группа лиц. Для ИП характерен малый штат сотрудников. По действующему в РФ законодательству, под понятие «микропредприятие» и «малый бизнес» подпадают организации, в штате которых работает не больше 100 человек. При превышении этого порога компания относится к среднему бизнесу.
В роли владельца ИП могут выступать как частные предприниматели, так и юрлица.
Характерные черты малого бизнеса
Каждое государство имеет свои критерии, которым должен соответствовать малый бизнес. Однако в любой стране такому виду деятельности присущи общие черты и характеристики. Малый бизнес от любой другой деятельности отличается следующими чертами:
- маленький штат сотрудников;
- ограниченные объемы производства;
- сравнительно небольшой уровень дохода;
- высокие риски.
Именно высокие риски отпугивают многих людей, которые подумывают об открытии собственного бизнеса. Однако здесь существует один нюанс, который позволяет малому делу развиваться – упрощенная система налогообложения.
К чему нужно стремиться
На сегодняшний день существует просто огромное количество разнообразных бизнес-идей, которые объединяет одна цель – достижение постоянной прибыли от создания и реализации услуг и/или товаров.
Именно ростом прибыли определяется эффективность выбранной для работы той или иной бизнес-модели. Этот параметр отражает рентабельность бизнеса. Под ним понимается экономическая выгода. Она определяется как соотношение затрат, пошедших на то, чтобы создать ИП, к получаемой в ходе предпринимательской деятельности прибыли.
Идеальным результатом работы будет небольшие первоначальные капиталовложения на фоне высокой прибыли. Это свидетельствует об высокой эффективности созданной бизнес-модели.
Значение малого бизнеса для страны
Во многих странах мира государство уделяет особое внимание развитию малого бизнеса, стараясь различными способами упростить ему «жизнь» (например, существование упрощенной системы налоговых изъятий). Связано это с тем, что остальной бизнес (крупный и средний) не всегда способствуют созданию в стране новых рабочих мест. Увеличение количества рабочих мест способствует улучшению показателей экономики (например, снижение уровня безработицы, опосредованное замедление темпов инфляции).
С развитием новых технологий крупный бизнес может позволить себе внедрение автоматических систем и оптимизаций, которые приводят к уменьшению количества рабочих мест. В то же время малый и средний бизнес действует как противовес таким явлениям.
Поэтому государство способствует развитию малого дела, создавая для его открытия благоприятные условия. Несмотря на это в РФ процент занятых здесь граждан в разы меньше, чем в странах Европы. Связано это с самыми различными причинами.
Почему о бизнесе только мечтают?
Самой главной проблемой активного развития собственного дела в РФ является плохая осведомленность граждан о перспективности занятии таким видом деятельности. При этом свой бизнес еще нужно суметь вывести на прибыль. Ведь многие ИП при неправильном управлении не работают больше года.
Второй причиной слабой развитости данного сегмента является недостаточная поддержка со стороны государства, а также настоящий «бюрократический ад» при попытке регистрации ИП и работы его по всем правилам и законам. Существуют и другие причины столь низкой популярности в России открытия собственного малого дела. Однако решение этих двух краеугольных преград может исправить ситуацию.
Преимущества открытия бизнеса
Чтобы понять, стоит ли открыть собственное дело, нужно выяснить преимущества и недостатки такого занятия. К неоспоримым преимуществам открытия собственного дела можно отнести:
- Возможность выбора направления, в котором будет вестись деятельность. Это может быть домашняя пекарня, оформление праздников или разведение экзотических домашних питомцев. Выбор здесь ограничивается лишь предпочтениями самого бизнесмена;
- Работа на себя, а не на «дядю»;
- Возможность реализовать себя как руководителя;
- Возможность заниматься любимым делом и получать от него и прибыль, и удовольствие;
- При правильно выбранной бизнес-модели первая прибыль может быть получена уже через пару месяцев работы;
- Возможность роста и перспектива перехода в раздел среднего или даже крупного бизнеса (такая возможность возникает с выходом на региональный, национальный и международный уровень);
- Гибкость работы, что позволяет быстро приспосабливаться под изменяющиеся условия рынка;
- Наличие послаблений со стороны государства (упрощенная система налогообложения).
Недостатки самостоятельного бизнеса
К минусам собственного бизнеса следует отнести:
- Необходимость в стартовом капитале. Особенно, если это первый такой проект. Ведь чтобы построить бизнес на основании уже имеющихся наработок, нужно в разы меньше средств и времени. Особенно тяжел бизнес на начальном этапе развития, когда средства тратятся на решение организационных моментов;
- Банковские учреждения часто отказывают предпринимателям в выдаче кредитов на развитие бизнеса. Поэтому нередко приходится либо опираться на собственные накопления, либо же искать инвесторов и спонсоров, что тоже довольно затруднительно;
- Высокие риски. В современных условиях сложно с нуля предложить потребителям товар или услуги, которые будут пользоваться достаточным спросом для выхода фирмы на прибыль;
- Бюрократизм, который возникает на этапе государственной регистрации ИП или организации любой другой формы.
Как видим, преимуществ в создании собственного бизнеса не больше, чем недостатков. О них следует помнить, решаясь на столь значимый в жизни шаг.
С чего начинать?
Начало любой деятельности является ключевым моментом, от которого напрямую зависит конечный результат. Решая открыть свой бизнес, нужно выбрать эффективную бизнес-модель. Она же в свою очередь основывается на идее.
Сегодня в интернете можно найти 1001 идею для подобного вида деятельности. Однако на бумаге все выглядит красиво, а вот при реализации могут возникнуть трудности. Поэтому определяя идею (направление работы), нужно опираться на несколько ориентиров:
- Интерес и креативность. Ваша деятельность должна быть интересной потенциальным покупателям. Поскольку в наше время сложно придумать то, чего раньше не было, приходится креативить. На практике уже проверено, что новый формат или необычный дизайн могут принести старой идеи вторую жизнь, а предпринимателю – прибыль;
- Минимальные капиталовложения. Если деятельность затратная, то она может не «дожить» до выхода на окупаемость;
- Работа по душе. Поскольку это собственный бизнес, то работа должна нравиться. Оптимальный вариант — симбиоз хобби и собственного дела.
Стартап – новый формат бизнеса
Из всех известных вариаций предпринимательской деятельности на слуху у многих сегодня находится стартап. Этот термин появился относительно недавно. Он связан с активным развитием IT-компаний и информационных технологий. Такие компании оказывают узкопрофильные услуги разнообразным форматам бизнеса среднего и крупного уровня.
Отличительной чертой стартапа от привычного ИП или фирмы является поиск свободного места на рынке. По сути стартап преследует одну цель – продвижение передовых или экспериментальных технологий в массы. Однако такой формат не всегда выгоден для тех, кто хочет открыть свое дело.
Ведь здесь нужно хорошо разбираться в современных технологиях, чтобы предложить миру принципиально новое решение. При этом чтобы привлечь внимание к обычно дорогостоящим разработкам инвесторов, нужно построить рабочий прототип. А это увеличивает первоначальные затраты, на которые могут пойти далеко не все начинающие бизнесмены.
Франчайзинг: как это работает
Еще одним интересным форматом работы является франчайзинг. Он предполагает получение (покупку) предпринимателем права для работы под конкретным брендом. При этом предприниматель получает помощь от хозяев бренда в открытии и дальнейшем поддержании выпускаемой продукции на необходимом уровне качества.
Система франчайзинга уже на практике доказала свою результативность. Примерами ее реализации является Макдональдс, который по всему миру имеет свои торговые точки. При этом каждый ресторан, в какой бы стране он не был открыт, имеет узнаваемые символы, готовый бренд и товарные позиции.
Такой формат работы гарантирует большую успешность, чем самостоятельное открытие бизнеса. Поэтому о подобном варианте стоит задуматься, если собственных средств и сил может не хватить на реализацию самостоятельного проекта.
Более простые, но интересные решения
Если вы не дружите с высокими технологиями, то можно не рисковать, а выбрать более простой, зато понятный формат работы. К примеру, сегодня очень популярны продажи и оказание различного рода услуг через интернет и социальные сети.
Наша цивилизация представляет собой общество потребителей, которые готовы покупать все и всегда. И грех этим не воспользоваться.
Правильно выбранный товар/продукт/услуга при должной рекламе могут достаточно быстро вывести в плюс интернет-магазин. Причем первоначальные капиталовложения здесь минимальны, ведь работать можно дома, находя клиентов в социальных сетях и на специализированных онлайн-платформах.
Для успешности такого бизнеса достаточно проанализировать рыночные тенденции и определить товары или услуги, которые находятся в тренде.
Интернет-магазин сегодня является самой популярной бизнес-моделью, которая уже проверена временем. Свой бизнес, организованный таким образом, начинает самоокупаться достаточно быстро.
Бизнес-план в помощь
Чтобы хорошо ориентироваться в выбранном направлении и эффективно развиваться, нужно составить бизнес-план. Этот документ нужно обязательно разработать перед тем, как состоится открытие собственного магазина или фирмы. Ведь его детальная проработка позволит избежать многих рисков.
Бизнес план должен описывать финансовую сторону вопроса. В нем нужно максимально подробно расписать пункты, жизненно необходимые для развития любого дела:
- Размер первоначальных капиталовложений, которые необходимы для старта. Должно быть детально расписано, на что пойдут деньги (на аренду офиса, закупку оборудования, оплату коммунальных платежей, зарплаты сотрудников и т.д.);
- Расход, который будет каждый месяц (зарплаты, закупка сырья и т.д.);
- Ожидаемый объем прибыли. Нужно обязательно примерно рассчитать, через сколько времени компания окупит вложенные в нее средства и выйдет на прибыль.
Просчет финансовой составляющей позволит минимизировать риски банкротства компании на первом году жизни, а также даст возможность определить, насколько свой бизнес будет успешным. Ведь может быть и так, что рынок не готов к вашим действиям, и они не выльются в ожидаемый уровень прибыли.
Определение потенциальных клиентов
Правильно определенная аудитория для любого формата бизнеса является ключевым моментом его успешной реализации. Ведь если ваш товар или услуга не интересны клиентам, то такая деятельность быстро станет убыточной.
Для привлечения к себе внимания важно уже на этапе планирования продумать стратегию своего позиционирования. Ведь мало открыть свое дело, нужно еще об этом громко заявить.
Не стоит экономить на рекламной компании, ведь существует много примеров того, как недостаточная реклама, казалось-бы, успешного продукта привела к банкротству компании. Особенно хорошо это видно на примере киноиндустрии.
Налаженная схема
Чтобы открытый бизнес был прибыльным и не сбавлял обороты, на этапе составления бизнес-плана необходимо продумать поставку товаров или сырья, а также его сбыт. Если открытое ИП занимается, например, изготовлением шкафов-купе, то нужно наладить сотрудничество с поставщиками досок и фурнитур для шкафов. В качестве места сбыта здесь могут быть мебельные магазины или склады.
Также вполне можно делать мебель под заказ, ища клиентов в Сети. Однако здесь все равно должен быть налажен механизм доставки материалов для производственного процесса.
При правильном подходе такой малый бизнес через несколько лет вполне может перерасти в средний.
Важно помнить
Какой бы формат самостоятельной деятельности не был бы выбран, нужно не забывать о рисках. Ведь если бы все было так просто, то каждый бы уже работал на себя.
В открытии собственного дела необходимо постоянно оценивать рынок, его тенденции и тренды. Только так можно сделать работу прибыльной и успешной, избежав банкротства и потери вложенных в дело средств.
Заключение
Свое дело – мечта практически любого человека. Но чтобы она не превратилась в кошмар, нужно подойти к ее реализации ответственно и взвешенно. Правильная оценка собственных сил и учет всех аспектов работы на себя обязательно помогут в реализации задуманного проекта!