Частью учебного процесса в высшем учебном заведении является производственная практика на ИП или в другой организации студента вуза или получающего СПО. Без нее нельзя получить диплом. К сожалению, многие студенты относятся к этому процессу недобросовестно и откровенно игнорируют подобные практические занятия.
Многие считают, что практика на предприятии – это просто дополнительные каникулы, которые можно провести в свое удовольствие. Но когда подходит время до оформления и сдачи дневника, возникают определенные виды проблем, потому что материала для его заполнения, собственно, и не хватает. Иногда могут возникнуть и проблемы у тех, кто все-таки добросовестно отнесся к практике на ИП и прошел ее. Но вот как правильно заполнить дневник – не знает. Об этом и поговорим.
1. Варианты практик
Практика может быть в первую очередь учебно-педагогической, она обязательна для будущих магистров и в процессе нее изучают учебно-методическую работу, знакомятся с методами работы в вузе и т. д.
Также практика бывает учебно-исследовательская. Чаще всего ее проходят студенты биологических, физический факультетов и т. д. Учебно-исследовательская практика предполагает проведение экспериментов, их изучение. Самостоятельная исследовательская работа проводится под руководством куратора.
На производственной практике студенты в основном знакомятся с процессами производства. Такой вид практики подходит для экономистов, бухгалтеров, электриков и так далее.
2. Что это такое?
Дневник учебно-педагогической или учебно-производственной практики (еще бывает исследовательская самостоятельная практика) является документом крайней важности. Такой дневник выдает куратор перед практикой студента вуза или получающего СПО. Этот документ учащийся должен регулярно носить на предприятие и своевременно заполнять имеющиеся в нем графы.
Что значить заполнять? Делать отметки про работы, которые студент проделал на производстве и о которых можно отчитаться. Такие записи служат своеобразным доказательством того, что ученик узнал что-то новое и усвоил этот материал на практике.
Совет. Заполнять дневник лучше сразу, по мере того, как возникнет такая необходимость. Потому что потом будет сложно вспомнить все занятия и что на них происходило.
Когда же практика на ИП закончится, дневник должен быть заполнен в соответствии со всеми требованиями стандартов Минобразования. После этого назначается день защиты, после успешной сдачи которой студент отдает дневник куратору и он еще длительное время храниться в специальном учебном архиве.
3. Основные правила заполнения
Итак, экзамены сданы, дневник учебно-производственной или педагогической практики выдан и вы приступили к самому процессу. Как же заполнять документ, чтобы соблюсти все правила и чтобы неточности в дальнейшем не отобразились на окончательной отметке за практику? Существует несколько основных правил:
- Желательно заполнять дневник одной ручкой (и самое важное – чтобы цвет пасты не отличался). Не приветствуют всевозможные ошибки, нельзя исправлять, выходить за границы таблиц.
- Каждый дневник непременно должен содержать не только записи самого студента, но и его наставника на производстве. Благодаря таким пометкам университетский руководитель поймет, как его студент проявлял себя, чем отличался и на что стоит обратить особое внимание (какие стороны подтянуть).
- О том, что записи достоверны, правдивы и не придуманы с головы, свидетельствуют личные подписи производственных руководителей. Также должны присутствовать и соответствующие печати. Если подписей и печатей нет, студента вуза или получающего СПО не допускают к отчету о практике на ИП.
- Должна быть характеристика на студента, что составляет руководитель.
- После того, как практика закончится, руководитель выставляет оценку, которую заслужил студент вуза или получающий СПО. Она напрямую зависит от того, как студент себя проявит. Конечно, в зачетке оценка отображена не будет, но способна существенно повлиять на отметку за практику.
Как видите, правила на самом деле просты и не требуют приложения титанических усилий. Главное, делать все вовремя, своевременно составлять отчет и писать заметки. А вот несоблюдение одного из основных пяти правил может повлиять на итоговый балл, который уже будет зафиксирован в зачетке и повлияет на решение о назначении стипендии.
ВАЖНО. Практика на ИП – шанс проявить себя и «вытянуть» сессию на стипендию. Так что непременно воспользуйтесь этим шансом.
4. Как заполнять?
Пример того, как заполнять дневник, можно посмотреть в интернете. Кроме того, его можно попросить предоставить у преподавателя в вузе – в разных учебных заведениях требования могут несколько отличаться. Мы также постараемся привести свой пример, который, уверены, поможет в будущем не одному студенту вуза или получающему СПО.
4.1. Титульный лист
Итак, как уже говорилось, дневник учебно-производственной (на ИП) или педагогической практики – это документ, состоящий из нескольких страниц, в том числе у него есть и титульный лист, на котором содержатся сведения о самом студенте (ФИО, группа, название учебного заведения, номер группы, курс, специализация).
Далее следует наименование педагогической практики. Она может быть исследовательская, может быть производственной, педагогической. Примерно название выглядит так: «Прохождение учебно-производственной или педагогической практики на Газпроме с целью изучения экономических структур предприятия».
На титульном листе указывается период, за который студенту нужно пройти практику на ИП или Газпроме (коль мы уж взяли его за пример). И следующие данные:
- ФИО и должность руководителя на Газпроме;
- ФИО и должность руководителя в институте;
- печать, которую ставят на Газпроме.
4.2. Таблица
Оформление таблицы поможет выполнить программа excel, которую студент вуза или получающий СПО может вести на ПК, а потом данные – перенести в дневник, чтобы не возникло путаницы. Тем более, что программа excel очень проста в эксплуатации и не потребует много усилий или каких-то специфических знаний. В excel нужно указать и описать весь спектр проведенной работы. Кстати, сведения из excel в распечатанном виде можно приложить к отчету с дневником. В excel или таблице в дневнике содержаться:
- дата;
- список заданий и поручений, которые выполнил студент;
- заметки руководителя (впечатления про проделанные работы, замечания и поощрения).
В excel таблицу можно оформить таким образом (их виды могут отличаться):
Дата | Задания и поручения | Заметки |
10.07.2017 | Знакомство с руководителем, предприятием, оборудованием | |
11.07.2017 | Изучение техдокументации экономического отдела | |
12.07.2017 | Личное посещение отдела | |
13.07.2017 | Участие в работе отдела, заполнение документов | |
14.07.2017 | Конспектирование информации, что может понадобиться для защиты диплома | |
15.05.2017 | Заполнение дневника педагогической практики |
Кстати, строк excel может быть сколько угодно, они могут разделяться, если, например, студентом была выполнена не одна работа в день, могут переноситься на другие листы дневника и т. д. И очень важно, что заполнена таблица была детально, описывала все действия и давала подробные сведения про проделанные работы и полученные знания. Переносить данные с excel в дневник нужно, аккуратно заполняя графы и не делая ошибок, помарок, исправлений.
Отчетность
Самостоятельная работа заключается в том, чтобы составить правильный и грамотный отчет. Отчет создается по любому из видов практики, о которых речь шла в начале. Но отчет по практике на предприятии имеет свои особенности. Такой отчет – своеобразная напечатанная работа студента. Обычно отчет состоит из 30-40 листов А4. Отчет имеет титульный листок, что заверяется руководителем предприятия и печатью.
Отчет подают с сопроводительными документами:
- характеристикой на студента;
- дневником практики.
Многие ошибочно полагают, что составить отчет очень легко. Отчет состоит из нескольких основных частей:
- введения;
- основной части;
- заключения;
- приложений;
- списка литературы.
Чтобы грамотно составить отчет и его оформление было правильным, нужно постараться и приложить максимум усилий, изучив дополнительную информацию и взяв за основу знания, полученные во время практики.
Что нужно знать еще?
Практика на ИП – это не только получение навыков, но и дополнительная, а, главное, полезная информация, от изобилия которой можно растеряться. Начать заполнение дневника вовремя (в первый же день) могут не все, потому что в голове, как говорится, полная каша. Однако не стоит затягивать с этим процессом и тем самым усугублять собственное положение.
Чтобы окончательно не запутаться, заведите отдельный блокнот или тетрадку, в котором делайте самые важные пометки в тезисном виде – они помогут вспомнить все и не упустить из виду важные детали. В основном эта такая информация:
- дата, когда получено задание;
- его название (подробное);
- поставленные проблемы;
- результаты (хотя бы приблизительные).
Такие действия помогут не растеряться при заполнении документа, помогут избежать ненужных и порой просто неуместных вопросов к наставнику, которые могут отразиться на окончательно оценке.
Колонок в табличке может быть 4, но, как уже отмечалось, у каждого вуза или заведения СПО свои нормы и требования. Но неизменным остается одно – должна стоять печать предприятия, на котором студент вуза или получающий СПО проходил практику. Ставит печать секретарь из приемной.
Кроме того, нелишним для студентов будет знать, что есть разные виды дневников. Некоторые вузы или заведения СПО выдают уже готовые дневники педагогической практики, которые нужно заполнять по мере необходимости. А некоторые заставляют студентов делать такие документы самостоятельно, для этого используется программа excel. Правда, в этом случае нужно быть предельно внимательным и придерживаться всех заданных стандартов (их также огласят в институте).
Зачем нужна?
Вопрос, конечно, интересный и весьма спорный. Многие студенты недоумевают, зачем им нужно во время своих законных каникул пройти практику на ИП, для многих это стресс, кто-то просто не хочет заранее вникать во все тонкости своей будущей профессии. Однако важность такого мероприятия нельзя недооценивать.
И в первую очередь потому, что именно практика на ИП или другом предприятии дает возможность углубиться в производственный процесс, а кому-то и понять – правильный ли выбор он сделал в плане выбранной профессии.
Итог
Нельзя недооценивать и возможность реально внедриться в производство, познать его, так сказать, с середины, ознакомиться с распорядком, узнать, что такое ответственность.
И нужно отдать должное вузам и заведениям СПО, которые стремятся дать своим студентам такую уникальную возможность, как практика – примерить выбранную профессию и работы, связанные с ней, на себя, оценить по достоинству все ее плюсы и минусы, сделать соответствующие выводы, подготовиться к профессиональной жизни. И если есть такая возможность – пройти практику – не игнорируйте ее ни в коем случае.