Процветание и дальнейшее развитие компании зависит от множества причин. Не последнюю роль в этом процессе играет и персонал.
Правильный подбор кадров может помочь увеличить уровень производительности, и, как следствие, увеличатся и доходы. А неправильный, неграмотный подбор приведет к тому, что в штате появятся некомпетентные люди и увеличится уровень текучки.
Далее рассмотрим важные моменты, касающиеся этой процедуры, а также уделим внимание таким явлениям как оптимизация персонала и повышение его квалификации.
С чего все начинается?
Когда возникает потребность набора новых сотрудников, необходимо перво-наперво четко уяснить, какие обязанности должен будет выполнять новый человек и какие качества ему в этом помогут.
Возможно, повышение квалификации будет достаточным шагом для того, чтобы решить возникшую проблему.
То есть подбор кадров на первом этапе заключается в том, чтобы определить потребность в новом персонале и разработке требований к нему.
После этого разрабатываются анкеты для соискателей, а также алгоритм самого набора. В последнем четко приписываются все шаги, начиная от процедуры поиска, заканчивая приемом на должность.
Как и где искать?
Существует множество способов подбора людей в штат. И выбор тут зависит от целей компании – для работников нижнего звена подходят одни методы, а вот для среднего и высшего используются совсем другие. Рассмотрим самые популярные:
- Так называемый агрессивный хедхантинг. Его суть состоит не в том, чтобы искать новых работников, а в том, чтобы переманивать их из других компаний. Но речь тут идет не о рядовом персонале, а про специалистов высшего уровня. Такие люди зачастую не ищут себе новое место, поскольку их труд и так высоко оценивают. Агрессивный метод заключается в том, чтобы предложить им лучшие условия;
- Массовый подбор. Суть его в том, что информацию о вакансии размещают на специальных ресурсах, где ее могут увидеть потенциальные сотрудники. Подходит для поиска людей распространенных профессий;
- Целенаправленный поиск. Этот метод используют в случае потребности компании в специалистах-управленцах высшего уровня;
- Быстрый набор или же скрининг применяется для поиска кадров низшего звена. Личные качества при этом в учет не принимаются.
Каждый из этих методов себя оправдывает при условии грамотного его использования.
А что дальше?
После того, как с методом поиска определились, начинается непосредственно подбор и расстановка кадров. Распределение человеческих ресурсов имеет такое же значение, как и их поиск. Поэтому подбор и расстановка кадров всегда сопутствуют друг другу.
Во время подбора анализируется информация обо всех претендентах на вакантное место, оцениваются их навыки, и делается вывод о том, насколько тот или иной соискатель соответствует требованиям.
Кандидатов сравнивают и выбираю лучшего. Во время расстановки определяется в каком отделе человек будет выполнять свои обязанности с наибольшей эффективностью.
Откуда берутся специалисты
Не только поиску персонала необходимо уделять пристальное внимание. Подготовка и переподготовка кадров – важнейший этап в работе с персоналом, который включает в себя и повышение квалификации. Ведь чем выше профессиональный уровень, тем лучше сотрудник справляется со своими обязанностями – это понятно каждому руководителю.
Подготовка и переподготовка кадров может проходить в самой компании, так и за ее пределами. Переподготовка кадров может проходить как без отрыва от основных обязанностей, так и с отрывом от них. Выбор тут напрямую зависит лишь от сложившихся условий и целей компании. Раннее в нашей стране этой проблеме практически не уделяли внимание, и повышение квалификации происходило больше на словах чем на деле.
Однако сейчас мировой, да и отечественный рынок диктует свои условия, и повышение квалификации стало неотъемлемой процедурой в компаниях, цель которых поддерживать стабильный уровень и постоянно улучшать качество предлагаемой продукции или же услуг.
Конечно, такой процесс требует значительных вложений. Однако руководители компаний, в которых подобная процедура уже проводилась, на собственном опыте убедились, что подобные инвестиции очень быстро окупаются. Рассмотрим подробней, в чем заключается повышение квалификации, и какова его роль в жизни компании в целом.
Зачем и как обучать?
Основная цель такой процедуры, конечно же, заключается в получении новых знаний и навыков. Для некоторых профессий повышение квалификации жизненно необходимо, поскольку сотрудники должны идти в ногу с прогрессом. Яркий пример такой профессии – программисты и медработники.
Повышение квалификации довольно часто является обязательным условием для международного сотрудничества. Многие корпорации требуют, чтобы сотрудники компании-партнера имели соответствующие навыки и дипломы.
Повышение квалификации за счет работодателя является отличным стимулом для работника. Человек ощущает заботу о нем со стороны работодателя, что в свою очередь мотивирует его лучшим образом выполнять свои обязанности.
У многих компаний повышение квалификации является частью стратегии. Другими словами – это начальная стадия такого процесса, как подготовка управленческих кадров с нуля. То есть компания готовит будущих управленцев, прививая им все необходимые для этого качества.
Еще один важный момент в работе с кадрами
Для любой компании главная цель состоит в увеличении доходов и в сокращении растрат. Оптимизация персонала – один из способов уменьшить расходы предприятия. Грубо говоря, оптимизация – это сокращение числа сотрудников. Конечно, работники эту процедуру не встречают с оптимизмом, да и для самого руководителя она является не особо приятной с психологической точки зрения. Но в некоторых ситуациях оптимизация является необходимой мерой.
Уменьшение численности персонала ведет и к уменьшению растрат с ним связанных.
Следовательно, оптимизация способствует увеличению эффективности компании. Но не все так просто. Нельзя отстранять от должности сотрудников наугад. То есть оптимизация сотрудников предполагает предварительный анализ ситуации на предприятии.
В противном случае подобная необдуманная оптимизация приведет не к сокращению расходов, а к падению эффективности. И не всегда оптимизация сотрудников означает их отстранение. Иногда это может быть перевод на другую должность в дочернем предприятии или филиале. Но в любом случае процесс этот довольно сложный, поэтому без предварительного анализа ситуации проводить его нельзя.