Image default
Трудовая дисциплина

Организация труда управленческого персонала и формирование трудовых ресурсов

К основным способам увеличения эффективности работы персонала относят усовершенствование степени организации деятельности в отделах, филиалах и фирмы полностью.

Как показывает опыт, небезупречная система работы сотрудников неизбежно влечет за собой понижение конечных итогов функционирования организации и уменьшения спроса на ее продукцию.

Так как организация труда персонала на фирме это довольно непростой и дорогой процесс, она очень важна для повышения результативности работы предприятия и повышения спроса на его товары или услуги, а потому нуждается в систематическом создании условий, четком соблюдении регламента и неустанной проверке высшим руководством. К важным факторам относят систему организации работы предприятия, которая включает особенности оптимизации и координации всех финансовых и трудовых резервов в пространстве и времени.

Эффективность труда

Повышению эффективности организации труда на фирме положительно влияют и способствуют такие психофизиологические факторы, как сохранение в процессе труда здоровья человека, повышение культуры и эстетики труда.

Эффективность работы персонала

К весомым причинам воздействия на организацию работы персонала относят рабочие условия внешней и внутренней среды. К внутренним условиям относят освещенность, производственный шум, вибрацию, загрязнение воздуха и другие факторы, нормирование которых приводит к улучшению организации труда на предприятии. К внешним условиям среды относят нестабильность экономики, особенности изменений в законодательной базе, от которых зависят теоретические основы организации труда.

Отметим, что организация труда управленческого персонала также имеет ряд особенностей. Так, к важной предпосылке эффективного функционирования предприятия, как сложного производственного организма, относят реализацию системного подхода в отношении проектирования, своевременного и качественного выполнения всех структурных элементов организации работы персонала.

Особенности повышения эффективности деятельности сотрудников на предприятии

Для улучшения организации работы на предприятии и увеличения спроса на его услуги или продукцию целесообразно создать единый кадровый центр, в состав которого необходимо включить отделы кадров, организации и оплаты труда, социальной работы, развития персонала. Согласованная работа каждого из подразделений данного центра позволит обеспечить эффективность процесса организации труда на предприятии.

Как повысить эффективность труда

Практическая организация труда персонала на предприятии может быть приближена к уровню научной, если создать в аппарате управления мощную специализированную службу совершенствования организации управления и труда с непосредственным подчинением ее вышестоящему руководству. Эта служба должна выполнять такие виды задач:

  • повышение квалификации сотрудников фирмы относительно организации управления кадрами;
  • регулярный мониторинг положения управления кадрами в организации и ее отделах, информирование руководства;
  • изучение прогрессивной практики организации управления и труда;
  • создание комплексных программ и отдельных мероприятий, направленных на улучшение качества организации управления персоналом.

Формирование трудовых ресурсов

Население, а, следовательно, трудовые ресурсы как его часть, является своеобразным объектом управления. В основе его естественного движения лежат процессы, обусловливающие инерционность демографического развития, поскольку будущее в значительной степени определяется прошлым состоянием и ограниченными возможностями влияния на этот процесс. Решение по изменению будущей демографической ситуации надо принимать заранее, часто на десятки лет вперед. Основные параметры развития населения могут быть объектом планирования и прогнозирования, то есть ориентирами, и это дает возможность своевременно влиять на характер определенных процессов.

Как формируются трудовые резервы

Планирование и формирование трудовых ресурсов предполагает, что население является одновременно и основной производительной силой общества, и потребителем материальных ценностей. По этим причинам, количество населения и трудовых ресурсов значительно влияет на соотношение потребления и накопления в национальном доходе.

Факторы влияния

Во-первых, слишком большой рост фонда потребления может привести к нехватке средств производства, необходимых для эффективного использования трудовых ресурсов, к нарушению необходимого соотношения между рабочей силой и вещественными элементами производительных сил.

Во-вторых, замедление темпов повышения уровня потребления может вызвать рост потребностей в дополнительных рабочих местах.

Трудовые ресурсы как объект планирования и прогнозирования являются двуединой подсистемой, объединяющей систему «производительные силы» и систему «население». Кроме аспекта размещения, трудовые ресурсы имеют также демографический аспект, поскольку является элементом системы «население».

Читайте также:  Виды мотиваций персонала и проблемы во время стажировки

Формирование трудовых ресурсов

На формирование трудовых резервов влияют миграционные процессы. Усилению миграционного движения преимущественно способствуют экономические факторы. Эти факторы создают необходимые условия для эмиграции, однако сами по себе они не могут считаться достаточными условиями трудовой эмиграции. Это означает, что экономические факторы хоть и доминируют, но эмиграция может и не произойти до тех пор, пока определенное событие в личной жизни не ускорит ее и не станет толчком к движению.

Рациональное применение трудовых ресурсов

Формирование и использование трудовых ресурсов довольно сильно влияет на темпы развития производства, уровень жизни населения. Главная задача планирования рационального использования персонала – обеспечить оптимальную занятость трудоспособного населения, соответствие рабочих ресурсов потребностям экономики в трудовых ресурсах и ее эффективное использование. Самым общим критерием рационального распределения и эффективного применения человеческих ресурсов в экономике есть достижение оптимальных темпов расширенного воспроизводства и полного удовлетворения потребностей общества.

Система работы с персоналом дает возможность наладить эффективное функционирование предприятия и повышение спроса на его продукцию или услуги. Все это в нынешних условиях вполне зависит от уровня его основного ресурса – кадров.

Применение трудовых ресурсов

Система работы с персоналом призвана выполнять такие виды задач: обеспечение предприятия персоналом высокой квалификации, эффективное использование сотрудников, а также их профессиональный рост (способствует обучение) и становление в социальном плане.

Управление персоналом

Организация труда управленческого персонала основывается на системе управления кадрами, которая предполагает существование в организации сформулированной миссии предприятия, на основании которой зафиксированы его задачи и ценности.

Система управления персоналом состоит не только из функциональных отделов, которые работают с сотрудниками организации, но включает также начальство, руководителей филиалов, либо отделов предприятия, которые выполняют задачи финансового и производственного, экономического хозяйствования, организации внешних связей с другими фирмами и сотрудниками. Таким образом, систему управления персоналом невозможно изолировать от системы управления организацией в целом.

Как грамотно управлять персоналом

Система управления персоналом – базис построения концепции управления организацией. Каждая из частичек системы управления предполагает выполнение какого-либо процесса. К основным задачам подсистемы руководства системы управления предприятием относят создание и внедрение философии предприятия, а главной задачей подсистемы – создать и внедрить различные виды политики руководства предприятия, в том числе и для повышения спроса на его продукцию или услуги.

Развитие сотрудников с помощью обучения и мотивация персонала

Организация труда управленческого персонала, как и рядовых сотрудников строиться на таких составляющих системы управления трудовыми ресурсами как управление развитием (с помощью обучения) и мотивацией сотрудников к работе.

Виды обучения сотрудников:

  • может проходить прямо на предприятии во время работы;
  • проходит на специальных курсах или тренингах за пределами рабочего места.

Система обучения во время работы удобна тем, что сотрудник получает новые знания в привычной для себя обстановке, могут прорабатываться типичные ситуации, часто возникающие во время производства.

Такая система обучения организовывается самим предприятием, которое приглашает специалистов и просит проводить обучение учитывая именно специфические условия труда в своей организации.

В случае, если персонал отправляют проходить обучение вне предприятия, например, на курсы, то используется методические материалы учебного заведения. Такая система обучения имеет важное преимущество – персонал получает новые навыки и осваивает новые методы работы. Минус в том, что система обучения вне предприятия влечет за собой дополнительные денежные затраты для организации, а кроме этого, сотрудник не может выполнять свои прямы обязанности на работе ввиду отсутствия.

Повышение квалификации персонала

Смешанная система

Наилучший результат приносит смешанная система обучения с использованием этих двух методов – работник не только получает теоретические знания и новый опыт, но и сразу может применить их в работе под контролем специалиста. Итак, эти виды обучения сотрудников относят к основным эффективным способам повышения результативности деятельности организации, а значит и спроса на ее товары или услуги.

Читайте также:  Продажа трудовой книжки и серии по годам выпуска

Персонал развивается через повышение квалификации, осваивание новых методов работы, расширение кругозора, возрастает уверенность в своих силах и отдача от работы.

Основными преимуществами, которые дает предприятию система обучения сотрудников являются:

  1. Обучение персонала способствует быстрому решению задач, которые возникают с раскруткой новых направлений работы организации для увеличения спроса на его продукцию;
  2. Обучение персонала дает возможность предприятию быть конкурентоспособным и идти в ногу со временем;
  3. Обучение персонала сплочает коллектив внутри организации, понижает текучесть кадров.

Самореализация сотрудников

Самореализация работника – важное понятие в системе мотивации персонала. Она наступает тогда, когда цели четко сформированы и выработанная тактика по их достижению. Большое значение при этом играют профессиональные и квалификационные качества человека (успеваемость, работоспособность, интеллектуальная составляющая, опыт и стаж работы), а также самовосприятие, самооценка и постоянная работа над собой.

Потребности людей

Не существует простой теории, которая могла бы дать полное объяснение индивидуальных потребностей человека. Поведение определяют такие особенности как направленность личности, ее способностями, тип характера, темперамент. Поэтому особого внимания заслуживают вопросы, исследование которых позволяет понять, каким образом происходит процесс мотивации, на каких принципах строятся взаимоотношения между коллегами, как формируется микроклимат в команде сотрудников и почему возникают конфликты.

Понятие мотивации как внутреннего механизма побуждения к деятельности, является результатом сложного комплекса динамических потребностей, который объединяет в себе физиологические, психологическое и интеллектуальное развитие и определяет направление использования потенциала сотрудника.

Управление персоналом базируется на принципах системного подхода и оценки, учитывая внешние и внутренние факторы. К способам мотивации труда относят социально-психологические, организационно-административные и материальные.

Методы стимулирования коллектива

  1. Первые обеспечивают мотивацию путем морального стимулирования персонала, привлечении к управлению организацией через личный пример руководителя, формальное и неформальное общение, повышение квалификации и карьерный рост, справедливость оценки руководителем результатов труда подчиненного, социальное развитие коллектива и формирования корпоративной культуры, обогащение содержательности труда и новаторства, а также улучшение эстетических условий труда и формирование творческой атмосферы в коллективе.
  2. Ко вторым относят применение трудового законодательства, приказы, распоряжения и другие нормативные документы; соблюдение правил внутреннего распорядка, вложения должностных инструкций. Важное место отводится аттестации персонала.

Материальные методы направлены на материальное стимулирование коллектива или конкретных сотрудников и предполагают премирование, долю в прибыли, бонусы, надбавки, одноразовые выплаты.

Управленческий персонал

Кроме того, организация труда управленческого персонала зависит от таких факторов как: графики очередности отпусков, возможность пройти учебный курс по повышению квалификации или стажировку за рубежом, разработка и внедрение мер политики дифференциального стимулирования. Не менее важное значение имеет такое понятие как «процедура увольнения». Это сложный период как для работника, так и для работодателя. Такие вопросы помогает решать процедура аутплейсмента, которая обеспечивает психологическое, финансовое и юридическое сопровождение увольнения и поддерживает позитивный имидж предприятия.

Зачем нужен управленческий персонал

В каждом конкретном случае руководители предприятий, работа которых базируется на концепции мотивационного управления, должны находить оптимальные комбинации методов и способов, реализация которых приведет к росту уровня комфорта на рабочем месте работника, реализации его инициативы и творческих способностей, росту удовлетворенности от трудовой деятельности. Самыми действенными направлениями мотивационного управления являются: индивидуально-социальное и группово-социальное мотивирование, а также нравственно-статусное стимулирование.

Итог

Материальные мотиваторы являются доминирующими для предприятий с невысоким уровнем заработной платы, где нагрузка на персонал превышает рациональную, где отсутствуют базовые условия для нормальной работы. В таких предприятиях, перед тем как выстраивать систему мотивации, необходимо обезвредить демотивирующие факторы.

Большинство из них лежат на поверхности — отсутствие осознания ответственности и полномочий, несоответствие квалификации сотрудника его должности, отсутствие внимания к инициативе и идей со стороны руководства, отсутствие признания.

Руководству нужно увидеть, что именно стимулирует персонал к труду, чего они требуют и по каким причинам предпочитают тот или иной способ работы. Таким образом, мотивация деятельности, несмотря на разнообразие способов, является одним из основных способов управления персоналом, побуждающим работников к достижению задач, которые стоят перед ними и предприятием. Задача хорошего руководителя — умело сочетать такие виды как энтузиазм сотрудников и достойное вознаграждение.

Часто читают:

Оставить комментарий