Для руководителя организации мало быть просто профессионалом своего дела, мало быть хорошим организатором всего процесса, и даже быть интеллектуалом и эталоном успешности. Нужно еще быть психологом по натуре, уметь разбираться в людях, в их нуждах и потребностях. Ведь создание бесперебойной рабочей системы возможно только при грамотном подходе к каждому звену. Положение фирмы напрямую зависит от людей.
Мотивация сотрудников. Теории, методы, проблемы
Если вы, как современный руководитель, хотите получить максимум отдачи от своего бизнеса, от сотрудников и партнеров, то не поленитесь дочитать до конца.
Эта статья расскажет о главных теориях, методах и видах мотивационного процесса очень кратко, но, по существу. Как писать мотивационное письмо, о материальной и нематериальной мотивации, результаты исследования, примеры и анкетирование.
Перед тем, как начать, давайте обозначим необходимость использования разновидностей стимулирования к труду по совершенствованию системы управления.
Исследования показывают, что те предприниматели, которые используют современные формы влияния на работников, учитывают особенности их личности и применяют основные рекомендации психологов, получают наилучшие результаты в работе организации.
Какие разновидности мотивации персонала существуют?
Виды мотивации персонала можно разделить на:
- материальная мотивация;
- нематериальная мотивация;
- индивидуальный подход.
Каждый из этих трех видов стимулирует сотрудников определённым образом. Давайте немного подробнее остановимся на каждом из них.
Нематериальный вид мотивации
О нематериальной мотивации можно говорить очень долго. К ней относятся такие разновидности, как похвала от начальства; карьерный рост; возможность посещать развивающие семинары; и отдых в неформальной обстановке (корпоративы, банкеты, поездки). Особенности данного вида мотивации заключаются в том, что нужно самому сотруднику не включая доход.
О нематериальной мотивации обычно говорят, когда финансовое положение фирмы не высоко. Но иногда нематериальной мотивацией можно заинтересовать больше, чем финансовой. Бывает и такое.
Виды нематериального стимулирования
Основные формы нематериальной мотивации могут быть представлены такими вариантами:
- Признание (отдать лучший кабинет, разрешить пойти в отгулы, направить в командировку, на конференцию).
- Отсутствие критики и штрафов. Хотя есть и такие руководители, которые под видом нематериальной мотивации пугают сотрудников наказаниями. Но это работает хуже, чем поощрение.
- Публичное награждение.
- Предоставление права выбора.
Материальный вид мотивации
В отличие от нематериальной, материальная представляет собой разные доплаты, бонусы, проценты, премии и повышения, а также ценные подарки и поездки.
Особенности материальной мотивации – в получении дохода, сверх обычного. Это самый распространенный вид мотивации, так как предлагает улучшить свое финансовое положение. Это всегда в моде.
Индивидуальная мотивация
Каждый человек – личность, и всех мотивировать одинаково было бы очень глупо. Ведь все люди разные, имеют разные представления о жизни, финансовое положение, а соответственно у них разные потребности и цели. Поэтому при грамотном руководстве, определить индивидуальные особенности каждого сотрудника является важной частью всеобщего дела.
Основные и самые главные виды мотивации персонала мы рассмотрели. Далее необходимо изучить способы мотивации персонала, теории мотивации персонала, проблемы мотивации персонала, а также технологии мотивации персонала. Но для начала разберемся, что же такое в общем система мотивации персонала.
Система стимулирования сотрудников
Мотивационное деяние, которое происходит внутри какой-либо организации, называется системой мотивации. Основные ее задачи и функции состоят в следующем:
- Повышение производительности труда работников.
- Создание комфортного климата в коллективе.
- Воспитание уважения к организации, в которой работают сотрудники.
И лишь тогда, когда все эти элементы начнут слаженно работать, начнется улучшение общего положения организации и все будут довольны.
Система мотивации труда предполагает правильное определение нужд человека, и удовлетворение их материально или нематериально.
А затем нужно понять, насколько они удовлетворят сотрудника, и связать эти нужды с трудовой деятельностью. Звучит сложновато, но на самом деле речь идет опять-таки об индивидуальном подходе. Зная, чего хочет человек, его положение в обществе, предложив ему решение этих задач с помощью трудового объема.
В этом и состоит связь таких понятий, как «система мотивации персонала» и «система мотивации труда». Но более четкую картину по мотивированию работников и труда покажут экономические методы мотивации, исследования и примеры.
Экономические методики стимулирования
Опыт и рекомендации, которые можно получить от ведущих специалистов в области мотивации, помогают совершенствованию вновь созданных организаций.
Существуют также экономические методы мотивации, признанные развитыми странами. Это национальные программы по совершенствованию управления трудом на благо всей страны. Отечественный рынок труда уже остался позади. Теперь другое время.
Именно поэтому экономические стимулы являются основными показателями для этих методик. Человек выполнил работу, и получил денежное вознаграждение в экономическом соответствии. То есть улучшил свое финансовое и экономическое положение.
И если рассматривать сотрудников организации как капитал, то цели всего предприятия зависят от этого капитала в большом объеме.
Как разработать систему мотивации?
Система мотивации персонала может быть разработана, как пример, таким способом:
- Подготовительный этап.
- Этап детального изучения персонала.
- Примерный анализ сотрудников других организаций.
- Анкетирование сотрудников.
- Информирование работников.
К подготовке относятся все предварительные записи, книги, наемные для этого люди. Изучение потребностей персонала в индивидуальном порядке мы уже изучали. Перенимаем опыт и рекомендации по совершенствованию из других компаний, проводим опросы. И главное – информируем сотрудников о нововведениях.
Мотивация труда – что нужно еще учитывать?
Теории мотивации трудовой деятельности различны по своему происхождению. Пример, теория В.Д.Шадрикова гласит о том, что любая деятельность обусловлена целями личности. Вторая теория рассматривает мотивацию как сам процесс, как развивающую деятельность, как динамику, а не статику.
Развиваться эти теории начались еще в начале двадцатого века. И теперь ни один менеджмент без них не обходится. Потому что понятие о направленности личности и мотивации деятельности – это теперь одно целое. И этим можно очень выгодно воспользоваться.
Все исследования, направленные на изучение мотивации людей, теперь относятся к бизнесу, предпринимателям и организациям. Опыт этих специалистов, а также рекомендации по совершенствованию умело внедрились в русском бизнесе. Национальные программы включают данные технологии.
Благодаря новым средствам по мотивированию работников, у всех организаций дела пошли вверх. Исследования пока продолжаются.
Система грейдов
В последнее время по совершенствованию управления труда появился новый современный метод, — программа «грейдирование». Что такое «грейдирование», какие формы грейдов существуют, основные особенности и элементы данной системы.
История развития грейдов
В начале двадцатого века в США появились первые элементы системы грейдов. В основном, их использовали для государственных учреждений. Итак, грейдирование – это оценивание должностей. Примеры факторов оценивания:
- количество подчиненных;
- уровень участия в прибыли;
- опыт;
- ошибки.
Грейдирование должностей позволяет определить заработную плату для всех сотрудников организации, по различным обязанностям. Учитываться будет и ответственность, и время, и сложность задания.
Как и зачем пишут мотивационные письма?
Для начала разберемся, что же такое мотивационное письмо, каковы основные рекомендации к его оформлению, и когда его использовать. Любая обмен-программа обязывает для стажировки написать мотивационное письмо. Это нужно и организации, и лично сотруднику, то есть вам.
Мотивационное письмо, как и любо другое, включает три основные части: вступление, основа и заключение. Во-первых, нужно заинтересовать работодателя, чтобы он дочитал письмо до конца. Далее кратко описываем себя, свои таланты, способности и опыт. И в конце описываете, почему именно эта организация была выбрана вами, и какие у вас цели. Вот письмо и готово.
В принципе, написать письмо несложно, главное – соблюдать правила дипломатии и не писать слишком много. Письмо должно отожествлять вас с трудовой деятельностью, на которую вы претендуете. Вы и письмо – должны доказать, что подходите по всем параметрам. И главное, писать письмо нужно в хорошем расположении духа.
Результаты исследований мотивации персонала
Мы уже определились, что именно персонал (люди) являются самым ценным ресурсом любой организации. Нужно заинтересовывать их в повышении качества труда как денежной, так и нематериальной стимуляцией. Многие исследования пришли к единому выводу – мотивация нужна, как вода земле. Именно об этих исследованиях мы поговорим в этом разделе, рассмотрим опыт всемирно известных психологов, а также поясним их рекомендации.
- Адам Смит – проводил свои исследования, основываясь на уверенности в необходимости человека получать все больший доход.
- Уильям Тейлор – основание для исследования – инстинкты самосохранения. То есть физиологические потребности и есть самый лучший мотив для работы.
- А вот Мак Клеланд утверждает, что человеком движет потребность добиваться успеха.
Исследования можно проводить у себя на работе. Лучше всего сделать анкетирование среди персонала.
Там получится определить степень удовлетворенности своей работой, как сотрудники относятся к нематериальной или денежной мотивации. Пример такой анкеты приведен дальше:
- Устраивает ли вас процесс работы?
- Устраивает ли вас размер оплаты?
- Руководитель?
- Перспективы карьерного роста?
- Условия труда?
- График?
- Коллектив?
- Возможности инициативы, самостоятельности?
- Глобальным вашим целям?
- Положение в фирме?
Примеры таких анкет можно найти в интернете или продумать самостоятельно, учитывая все основные особенности организации.
Как улучшить рабочую эффективность в коллективе?
Далее пойдут рекомендации по совершенствованию эффективности труда организации. Все элементы и формы мотивации труда можно отнести к перечню таких пунктов, как:
- Нужно учиться ставить цели, помогать в этом сотрудникам.
- Необходимо верить в себя и позитивно мыслить. Для этого в организации создается благоприятный климат.
- Учитесь быстро принимать важные решения.
- Проводите и учувствуйте в тренингах по совершенствованию.
- Рабочее место должно благотворно влиять на ваши мысли и побуждать к труду. Пример – картина вашего дома мечты на заставке компьютера.
Применяя подобные анкеты, исследования и рекомендации, элементы вашей системы организации трудового процесса станут работать бесперебойно. Примеры тренингов по совершенствованию трудовой деятельности помогут найти свой путь. А положение вашей фирмы станет значительно выше.
Выводы
Первый и главный вывод, который нужно сделать, — это то, что мотивация обязательно должна быть на любой фирме! От этого будет зависеть ее положение среди подобных. Материальной или нематериальной мотивацией можно добиться хороших результатов. Просто нужно изучить человека, его нужды, потребности и мечты.
Исследования, и рекомендации к ним, помогут совершенствованию эффективного трудового деяния. Примеры уже испробованной мотивации подскажут опыт других руководителей. Теоретические формы и элементы мотивационного процесса помогут определить, что для вашей фирмы более подходящее. А грейдирование, как определение должностных обязанностей, не даст коллективу ругаться и обижаться.
Также мы рассмотрели такой вид стимулирования, как мотивационное письмо.
А единственной проблемой в мотивации является полное ее отсутствие. Как результат такая фирма все время меняет штат, идет утечка кадров, и положение лишь ухудшается.
Так что желаем вам стремиться к совершенствованию себя и своих сотрудников!
https://youtu.be/_DUc5ytx0wo