Многие слышали аббревиатуры ЕГРЮЛ ЕГРИП, но мало кто знает, что они означают. В первом случае речь идет о реестре, куда внесены сведения о юрлицах, во втором собрана информация обо всех ИП РФ.
Если человек решил создать организацию, все важные данные о ней будут внесены в базу реестра юрлиц. Из этого же реестра, на завершительном этапе своей регистрации, юрлицо получает и лист записи, куда внесена информация о его организации.
Во время своей деятельности, бизнесмен не раз будет обращаться к налоговой с заявлением о выдачи ему специальной выписки из реестра. Рассмотрим, в каких же случаях она требуется, что представляет собой расширенная версия, как можно ее заказать и в каком виде, что делать, если в ней нет кодов ОКВЭД, а также другие вопросы, касающиеся этого документа.
Начальный этап
Как уже упоминалось, при регистрации организации ее основателю выдается лист записи. Некоторые считают, что это — то же самое, что и выписка, которую выдает налоговая инспекция, однако это мнение ошибочное.
Лист записи содержит в себе сведения, касающиеся юридического лица, в том числе и обо всех изменениях. Инспекция заменила этим листом свидетельство, которое выдавалось ранее. То есть сейчас лист записи является доказательством того, что юридическое лицо действительно зарегистрировано.
Если лист записи был утерян или же изменились какие либо данные, например, произошло добавление новых кодов ОКВЭД, нет причин для беспокойства – необходимо просто заказать в налоговой новый вариант листа. Внесение новых данных – забота налоговой, главное чтобы предоставление их произошло вовремя. Инспекция обязана его выдать и плата за это не взимается. Был момент, когда вышло постановление о том, что повторно лист записи не выдается, однако его отменили и теперь инспекция выдает его по первому требованию.
Зачем нужны выписки?
Из вышесказанного ясно, что лист записи инспекция выдает без оплаты. А вот когда требуется выписка, ее нужно будет заказать самостоятельно и предварительно оплатить госпошлину. Некоторые сведения можно получить на сайте налоговой и при этом они не являются платными.
Однако они не имеют никакой юридической силы и носят ознакомительный характер – можно лишь узнать общие сведения. Федеральная служба дает возможность получить такую информацию у себя на сайте, введя ИНН компании. По ИНН можно узнать и про физлицо, которое ведет предпринимательскую деятельность. Расширенная версия получается другим способом. За сведения с юридической силой придется оплатить. Получить их можно как в бумажном, так и в электронном виде.
Предоставление выписки в электронном виде предполагает наличие электронной подписи – без нее получение сведений невозможно.
Необходимые сведения можно получить в течение нескольких дней. Если они требуются срочно, госпошлина будет больше. Ранее информацию в бумажном виде можно было получить бесплатно, но с 2015 они стали платными. Но плата не особо большая, так что переживать не стоит. Однако необходимо помнить, что подобные платежи фиксируются в документах компании, для чего есть свои проводки.
Расширенная выписка из реестра необходима в таких случаях:
- При открытии счетов;
- Во время сделок с недвижимостью;
- Для участия в тендерах или аукционах;
- Во время различных нотариальных сделок.
Также юридическое лицо может из нее узнать о другой организации. Сделать это можно по ИНН на сайте или же заказать в инспекции из реестра выписку. Таким образом можно проверить подлинность данных о потенциальном партнере – правильность кодов ОКВЭД, кто является руководителем организации, верно ли указан ИНН и вообще существует ли компания. Если, введя ИНН, обнаружится, что нет информации о такой компании, значит, речь идет скорей всего о мошенниках.
Как провести платеж и способы получения информации?
Для любой оплаты требуются реквизиты получателя платежа. Искать их в рассматриваемом нами случае не придется. Если оплачивается пошлина через специальные терминалы, внесение всех данных происходит автоматически, после указания цели платежа. Если же оплата происходит обычным способом через кассу, в бланке также уже есть внесенные реквизиты.
То есть можно не переживать, что реквизиты будут внесены с ошибкой. При оплате необходимо не забывать о сроках предоставления выписки из реестра – если она требуется срочно, не важно в каком виде – электронном или нет, сумма будет больше.
Кстати, необязательно получать информацию самостоятельно. Можно поручить это другому лицу, но в таком случае требуется доверенность на получение выписки из ЕГРЮЛ. В ней необходимо указать ФИО, юр. адрес, ИНН и другие данные получателя. Образец такой доверенности в любой момент можно скачать. Специальные конторы оказывают услуги, связанные с получением подобной информации за вас.
Обратившись к ним, можно заказать все сведения не только срочно, но и с доставкой. Разумеется, если заказать вариант с доставкой, плата будет больше.
Что делать, когда отсутствуют коды экономической деятельности?
При внесении информации о компании в реестр указание кодов ОКВЭД является необходимым условием. Однако иногда внесенные изначально данные не отображают действительность. Такое случается, если в процессе существования организации произошли изменения в направлении ее деятельности.
И выходит, что в налоговой этих нет данных. Если такое обнаружится во время проверки, компанию могут признать неблагонадежной, что чревато потерей компаньонов.
То есть в интересах руководства поставить инспекцию в известность о том, что в список кодов ОКВЭД необходимо внести изменения. За внесение таких изменений также необходимо будет оплатить пошлину. Если кодов ОКВЭД нет в учредительных документах – это не страшно. В них можно указать, что организация может вести любую деятельность, не нарушающую законодательство.
Как отображают оплату пошлины?
Все расходы организации должны быть зафиксированы и отображены в отчетности. Оплата получения информации из ЕГРЮЛ не является исключением. Для такой операции существуют свои бухгалтерские проводки. Тут все не так просто – проводки зависят от того, для каких целей получали выписку. Другими словами связано ли получение этой информации с основным видом деятельности либо же нет.