Открывая собственный бизнес, новоиспеченный предприниматель должен осознавать, какая ответственность на него ложится. За результаты своей деятельности придется отвечать перед законом и очень важно на первых же порах правильно организовать ведение бухгалтерского отчета. Неправильно составленная отчетность может привести к серьезным штрафам и другим неприятностям, поэтому ИП должен ответственно подойти организации этого процесса.
Согласно законодательству, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченный сбор и регистрацию информации об имуществе, обязательствах ИП и ее последующее обобщение. Для этого необходимо постоянно и документально фиксировать все хозяйственные операции. Специальные программы, такие как 1С, существенно облегчают жизнь предпринимателя.
Варианты ведения отчетности для индивидуального предпринимателя
Для ИП существуют несколько вариантов ведения учета:
- Самостоятельный;
- Наем бухгалтера;
- Договор с организацией.
Первый вариант чаще всего используют ИП, находящиеся на упрощенке, поскольку разобраться в ней может даже новичок. Для этого можно использовать самоучитель или же пойти на курсы. Плюс ко всему существуют программы, которые существенно облегчают этот процесс, например, 1С.
Выбрав второй вариант, можно столкнуться с тем, что найти толкового специалиста довольно проблематично. Третий вариант наиболее затратный с финансовой точки зрения, однако, наиболее эффективный. И плюс ко всему в этом случае бухгалтерский учет и анализ не требует от предпринимателя вникать во все его тонкости.
Но основе готовой отчетности можно делать выводы о том, в каком положении находится корпорация.
Программа для ИП
Основываясь на базовой 1С восьмой версии был разработан специальный продукт – 1С:Предприниматель. Ведя учет в этой версии 1С, предприниматель может быть уверенным в том, что отчетность соответствует законодательству. Если ИП решит сменить налогообложение, приобретать новый продукт не придется – достаточно изменить настройки.
Как и в 1С:Бухгалтерия, в этой версии программы есть возможность автоматизировать некоторые процессы коммерческой деятельности. Приобретение лицензионной версии 1С дает пользователю большое преимущество – программа автоматически обновляется, тем самым ИП вовремя получает новые бланки и знает, что бухгалтерский учет ведется согласно всем изменениям.
Для ИП, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, разработана также еще одна версия продукта — 1С:Упрощенка. Особенность этой версии 1С заключается в том, что разработана она специально для тех ИП, масштабы деятельности которых небольшие. То есть применяется она только на малых предприятиях. Применять эту конфигурацию 1С можно как для сферы реализации готовой продукции и услуг, так и для активности ИП, касающейся производства.
Особенности бухучета
Для малых компаний бухгалтерский учет и отчетность ведется по упрощенной схеме. Отчетность эта на малых предприятиях может отличаться в зависимости от формы налогообложения. Но в обоих случаях в документации бухотчетсности ИП будет отображаться через ФИО, поскольку для малых предприятий название не предусмотрено.
В отчетности малых предприятий можно приспосабливать регистры к специфике своей работы, но при этом бухгалтерский учет на предприятии подобного типа должен отвечать единой методологии.
Если количество проводимых операций на малых предприятиях не превышает 100 в месяц, лучше всего использовать бухучет упрощенной формы. На малых предприятиях, численность операций на которых не превышает 30, можно регистрировать их в Журнале учета фактов хозяйственной деятельности ИП. Кроме этого журнала на малых предприятиях необходимо вести учет заработной платы определенной формы. Налогообложение также влияет на то, каким образом будет вестись отчетность на малых предприятиях. На малых предприятиях может быть либо собственный бухгалтер, либо же деятельность, связанная с ведением отчетности будет осуществляться сотрудниками специальных фирм.
На данный момент на малых предприятиях отчетность находится не в лучшем состоянии. Необходимо принимать меры для повышения ее эффективности на законодательном уровне.
Пару слов о налогообложении
Открывая собственное дело, ИП имеет право самостоятельно выбрать налогообложение. Конечно же, на данный момент в нашей стране система налогов довольно несовершенна, однако при этом все-таки можно подобрать оптимальный вариант для конкретного вида деятельности. Налогообложение различных форм имеет свои преимущества и недостатки, поэтому перед выбором системы, необходимо все хорошо взвесить и проконсультироваться со специалистом.
Готовая продукция и ее учет
На производственном предприятии в обязательном порядке необходимо вести учет готовой продукции. Это дает руководству возможность осознать, насколько заполнены склады предприятия и на основе этого увеличить объем производства, либо же увеличить уровень продаж.
У ИП всегда должен быть запас готовой продукции на случай крупного заказа. Но тут необходимо учитывать насколько скоропортящейся она является. Учет готовой продукции на складе бухгалтера ведут по группе или же по наименованию. Каждое поступление на склад или продажа готовой продукции должно фиксироваться, таким образом, всегда можно знать какой остаток на складе. При поступлении на склад новой готовой продукции необходимо заводить специальную карточку, где будут фиксироваться все ее движения. Анализ готовой продукции должен включать в себя и учет ее себестоимости.
В бухгалтерии есть свой счет -26 для готовой продукции. После реализации готовой продукции ее списывают со счета 26.
Учет внешнеэкономической деятельности
Учет ВЭД имеет свои тонкости, о которых необходимо помнить. Бухучет ВЭД должен соответствовать законам и стандартам, действующим на данный момент.
Самая главная особенность учета ВЭД заключается в том, что ведется он как в иностранной, так и в государственной валюте, поэтому необходимо вести параллельные счета.
В бухучете ВЭД есть такое понятие как учетная единица. Под ней подразумевают целую партию товара. Также при учете ВЭД используется очень большое количество различных документов. Методика бухучета деятельности, связанной с ВЭД полностью зависит от условий контракта. ВЭД зачастую связана с различными командировочными, расходы на которые также необходимо отражать в отчете. В бухгалтерской отчетности ВЭД необходимо отражать также курсовую разницу.
Организация, занимающаяся ВЭД, должны разделять свою отчетность на два основных группы:
- Доходы и расходы, связанные с производством и реализацией товаров или услуг;
- И не связанные с этим прибыли и растраты.
Бухучет ВЭД должен вестись ответственным и знающим человеком, поскольку только он сможет правильно собрать всю информацию и задокументировать ее.
Прием и выдача финансов
Бухучет кассовых операций регламентируется государством. За проведение всех кассовых операций в корпорации отвечает перво-наперво кассир. Когда подобная должность в организации отсутствует, то за правильное ведение кассовых операций может отвечать бухгалтер или другой сотрудник, согласно распоряжению начальства. Для учета кассовых операций используется разная документация – приходные, расходные ордера и журнал их регистрации, кассовая книга, книга учета денежных средств. Именно в этих документах происходит отображение кассовых операций.
Для кассовых операций, связанных с растратами и поступлением денежных средств используется специальная книга. У компании в наличии всегда только один такой гроссбух для кассовых операций – пронумерованная и с печатью. Если бухучет кассовых операций ведется в электронном виде, в конце финансового года результат необходимо распечатать и прошить.
Бухгалтер должен проверять подлинность и правильность ведения всех кассовых операций. В бухгалтерии для различных кассовых операций действуют свои проводки.
Как учитывают финансы компании?
Деятельность любого предприятия за редкими исключениями невозможна без наличия денежных средств. Для того чтобы понять в каком положении находится ИП, насколько эффективно используются ресурсы необходимо вести бухгалтерский учет денежных средств организации. Он состоит из определенных фаз:
- Документирование операций, связанных с движением финансов;
- Проверка сохранности наличности и ценных бумаг;
- Контроль за тем, чтобы использовались они по назначению;
- Наблюдение за своевременным расчетом с работниками, кредиторами, бюджетом;
- Сверка расчетов с кредиторами и дебиторами.
С этим учетом напрямую связан и бухгалтерский учет дебиторской задолженности.