Согласно с действующим законодательством, все субъекты предпринимательской деятельности должны по итогам года предоставлять в налоговые органы информацию о результатах совей хозяйственной деятельности. Это и есть годовая бухгалтерская отчетность. В законодательстве четко обозначены сроки, в течение которых она должна быть предъявлена в соответствующие органы, отмечено из каких форм она состоит, а также описаны правила грамотного ее составления.
Зачем и кому нужна отчетность за год?
Годовая бухгалтерская отчетность необходима не только для государственных органов. Она также является важным документом и для руководства компании или же организации, на основе которого делаются выводы об экономическом состоянии предприятия, о возможностях дальнейшего развития, принимаются важные решения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в составлении такого отчета заинтересованы две группы пользователей:
- внешние;
- внутренние.
К первым, как уже говорилось, относится государство, а также информация может быть предоставлена кредиторам, инвесторам и т. д. К внутренним пользователям относится руководящий состав предприятия, его учредители. Нарушение форм, правил составления этого документа ведет к серьезным штрафам. Важно не только правильно составлять документ, но и соблюдать сроки его подачи в соответствующие органы. Но об этом речь пойдет ниже.
Из чего состоит отчетность?
На то, из каких форм состоит этот документ, непосредственно влияет размер самой организации. То есть организации, которые по своей сути относятся к категории малого предпринимательства, имеют право сдавать упрощенный вариант. В этом случае их отчетность будет состоять всего лишь из двух форм – бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. И этого будет вполне достаточно.
Для корпораций или компаний более крупного масштаба эта отчетность состоит из гораздо большего количества форм. В этом случае в отчетность может составляться на основе таких форм как:
- ведомость о движении денежных средств;
- документ, отображающий изменения капитала;
- сведения о целевом финансировании.
Это не полный перечень форм. Сюда также могут включать различные пояснительные записки, приложение к бух балансу и др.
Что необходимо учитывать при составлении отчетности?
Как уже упоминалось, очень важно соблюдать сроки сдачи документа в соответствующие органы, придерживаться принятых форм составления. Но важно чтобы документ соответствовал не только государственным требованиям, но и стандартам, принятым на международном уровне. Этот пункт является обязательным для тех, кто связывает свою дальнейшую деятельность с выходом на международный уровень.
В отчете должна быть предоставлена только правдивая информация. Это позволит не только избежать неприятностей с законом, но и лучшим образом использовать полученные данные для дальнейшего грамотного руководства компании.
Как уже известно, при составлении бух отчетности за год используются различные методы, которые зависят от форм самой организации.
Для компании, у которой имеются филиалы, представительства, дочерние организации очень важно анализировать информацию в целостности по всем эти подразделениям. Это даст возможность понять, равномерно ли развиваются отдельные части компании, а если нет – что является тому причиной.
Полученные данные необходимо сравнить с отчетностью за предыдущий период. Ведь без этого невозможно проанализировать тенденции развития организации. Полученные, в результате составления отчета, данные также обязательно нужно сравнить с теми, которые были запланированы. Такой подход помоет понять, эффективны ли выбранные метода развития компании, приносят ли они желаемый результат, или же необходимо заняться поиском новых форм.
На основе каких документов составляется
Конечно же, самый важный источник информации, который используется при составлении отчетности – бух баланс. На основе его анализа можно понять насколько стабильно предприятие, какой коэффициент его ликвидности, эффективны ли действия руководящего состава, предпринимаемые в конкретные сроки.
Но для получения полной картины происходящего на большом предприятии одного баланса недостаточно. Используют также данные о расходах, прибылях, движениях средств. Составление такого документа – дело непростое. Поэтому очень важно доверить его профессионалам, которые разбираются во всех тонкостях составления и знают в какие сроки необходимо представить этот документ.
Касательно сроков существуют также свои требования. Эти сроки четко прописаны в законодательстве – все необходимые сведенья должны быть представлены в соответствующие органы не позднее чем через три месяца (90 дней) после завершения отчетного периода. А отчетный период завершается 31 декабря.
Не стоит нарушать эти временные рамки, поскольку это чревато неприятностями, как для руководящего состава, так и для ответственного за составление отчетности.
Консолидированная или суммарная отчетность
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется еще с тех пор, когда купцы из Венеции, которые владели несколькими предприятиями в различных городах, почувствовали необходимость в составлении суммированного отчета, который бы отображал состояние дел во всех этих представительствах.
Сейчас такую сводную отчетность составляют практически все холдинги и корпорации. В Этом документ представляется информация, раскрывающая характер отношений между основным предприятием и дочерними, объясняется по какой причине человек, имеющий более половины акций компании не имеет над ней контроля, даты отчетных периодов.
Также в ней отображают различные ограничения, применяемые к дочерним компаниям. Сбор данных и их анализ могут проводить различными методами. Тут все зависит от доли владения корпорации и от характера взаимоотношений.
Итог
Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется не только всем участникам компании, но и государственным органам, а также кредитным организациям. Такой анализ позволяет увидеть общую картину дел на всех дочерних предприятиях в целом.