Малый и средний бизнес – важный сегмент экономики. Поэтому господдержка малого и среднего бизнеса является важным направлением политики любого государства, что стремится построить эффективную экономику. Для этого создаются различные программы, проводятся мероприятия, вкладываются материальные и человеческие ресурсы.
Понятие господдержки для бизнесменов
Государственная поддержка малого предпринимательства – комплекс различных мероприятий, направленных на устройство благоприятного климата для создания, функционирования и процветания малого и среднего бизнеса на территории государства.
Нагляднее понятие господдержки бизнеса показывает ее структура, что сложилась на сегодняшний день в стране. Итак, система государственной поддержки состоит из таких компонентов:
- нормативно-правовая база;
- государственные органы, уполномоченные на реализацию политики в сфере малого предпринимательства;
- государственная инфраструктура (коммерческие и некоммерческие организации).
Соответственно в инфраструктуру входят такие виды учреждений:
- банки, что предоставляют займы по льготным ставкам для субъектов малого и среднего бизнеса;
- специализированные инвестиционные фонды;
- венчурные организации, что сотрудничают с инновационными предприятиями и стартапами;
- бизнес-школы и другие учреждения, что занимаются профессиональным обучением;
- гражданские объединения;
- различные государственные структуры.
Зачем государству способствовать развитию среднего бизнеса? Причин, объясняющих это направление политики множество. Из этого перечня, можно выделить ключевые позиции:
- бизнес – это не только самозанятость населения, что предоставление соискателям новых мест для трудоустройства;
- увеличение показателей ВВП;
- рост налогов;
- общее улучшение качества и уровня жизни граждан.
Государственное «плечо» бизнесу: как работает?
Главная задача государства, что выполняется при реализации политики поддержки малого предпринимательства, — уменьшение всевозможных рисков, что вероятны при создании ИП.
Основные направления мероприятий, что реализует государство для поддержки малого бизнеса:
- финансирование (например, государственные программы по льготному кредитованию, субсидии);
- материально-техническое оснащение бизнеса (техника или оборудование в аренду);
- консультации и предоставление информации (обучение правовым и тонкостям налогообложения);
- построение рыночной инфраструктуры (рынки, ярмарки).
С 2015 года в России функционирует госкорпорация, задачей которой является содействие развитию малого и среднего бизнеса. Ключевая функция, с которой создано акционерное общество – поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также учреждениям, что создают инфраструктуру этой поддержки. Как правило, организация занимается закупками, финансированием, юридической помощью, проведением семинаров и консультаций.
Госпрограммы бизнесменам
Господдержка малого и среднего бизнеса государством – это не просто абстрактное понятие, а активная деятельность на практике. На территории РФ реализуются разные программы для поддержания сегмента предпринимательства. Программа может включать в себя:
- предоставление финансовой субсидии;
- проведение обучения (обычно на безоплатной основе или с частичным покрытием расходов на организацию тренингов);
- профессиональные стажировки для руководителей малого и среднего бизнеса;
- гранты;
- лизинг на льготных условиях;
- бесплатное или на льготных условиях бухгалтерское или правовое сопровождение хозяйственной деятельности предприятия;
- льготы на участие в выставках и ярмарках.
Финансовая поддержка: как получить?
Каждый понимает, что открыть свое дело без начального капитала невозможно. Но где его взять, если возможности откладывать или накопить необходимую сумму не представилось?
Как правило, программа поддержки малого и среднего бизнеса основывается на привлечении денежных ресурсов. Субсидирование выступает одним из инструментов реализации такой программы. Так, каждый гражданин РФ, который зарегистрировал ИП в установлено законом порядке, имеет право на получение субсидии.
Для получения субсидии от государства должно выполняться важное условие – предприниматель должен быть начинающим. Иными словами, со времени официальной регистрации предприятия и обращения за финансовой помощью прошло не более 2 – х лет.
Существуют также еще другие нюансы, о которых нельзя забывать. Во-первых, сумма денежной помощи непосредственно зависит от региона, где расположен бизнес. Во-вторых, субсидия по развитию предприятия относится к целевым пособиям, поэтому средства быть израсходованы по назначению. Финансы можно вкладывать в такие виды хозяйственных операций:
- оплата аренды помещений, складов, торговых площадей;
- приобретение основных средств, что будут задействованы в рабочем процессе;
- организация рабочих мест;
- закупка сырья и материалов для будущей продукции (на эту часть затрат дается не более 1/5 суммы субсидии).
Требуется оформить документальное подтверждение произведенных вложений. Копии квитанций, счетов-фактур, различных хозяйственных договоров нужно предоставить в контролирующий государственный орган.
Следует отметить, что механизм предоставления субсидий субъектам малого и среднего бизнеса регламентирует не только общефедеральным законодательством, но локальными актами в каждом отдельном регионе РФ. Поэтому будущему или начинающему предпринимателю необходимо мониторить актуальные сведения в своем регионе. Достоверный источник – это официальные сайты государственных органов.
Формы поддержки, которыми также можно воспользоваться
Организация собственного дела – процедура длительная, тем более рискованная. Выгорит ли идея? Успех такого начинания, во многом, зависит, от следующих факторов:
- обладание необходимыми знаниями и навыками;
- наличие помещения, где будет непосредственно локализоваться деятельность;
- успешная реклама, что привлечет клиентов.
На первый взгляд все это сулит бесконечные затраты. Но если подойти к вопросу основательно, то решить эти аспекты может помочь государство. Важно знать, как правильно подойти к вопросу.
Обучение
Для многих начинающих бизнесменов привлечение средств выступает ключевой задачей. Однако, как говорит статистика, одной из наиболее распространенных причин, объясняющих неудачи нового бизнеса является отсутствие бизнес-подкованности. Говорить, что современное обучение выльется «в копеечку» излишне.
Но, при желании, получить знания и навыки можно в рамках государственной программы. Записаться на бизнес-курсы, прослушать цикл лекций или посетить семинары – все это регулярно проводится за счет государства и свободно для посещения каждого заинтересованного.
Аренда помещения
Менее известная форма поддержки – предоставление льготной аренды помещений, что находятся на балансе региональных государственных администраций. Местные органы уполномочены предоставлять начинающим предпринимателям эти помещения по приемлемой цене (значительно сниженной).
Следует отметить, что в пользование такие помещения передаются в порядке конкурсного отбора – аукциона. Что дает возможность выбрать среди претендентов наиболее «достойного» предпринимателя.
Реклама
Лучшая реклама – дать возможность потребителю ознакомиться с товаром или услугой. Для этой цели государством регулярно проводятся ярмарки или специализированные выставки. Это отличный шанс дать продукции «проявить себя» и привлечь клиентов. Государство полностью, или частично, берет на себя финансирование участника подобного мероприятия. Получить подробную информацию можно на официальном сайте органов поддержки местных (где проведена регистрация ИП) предпринимателей.
Обобщим
Государственная помощь субъектам малого и среднего бизнеса – важное стратегическое направление экономической политики государства.
Для этой цели функционируют специальные учреждения и создаются различные программы. Но в условиях экономического кризиса и нестабильности размер государственного финансирования для субъектов малого и среднего бизнеса постоянно сокращается. Поэтому назревает неоднозначная ситуация, когда способы и программы разрабатываются, но их воплощение тормозится из-за недостатка материальных средств.