Успех любой компании, независимо от вида ее деятельности, масштаба, во многом зависит от людей, которые числятся в ее штате. Поэтому контроль кадров – важнейший момент в организационной деятельности каждого предприятия. И начальник отдела кадров – очень значимая фигура, поскольку от его квалификации зависит то, насколько грамотно будет подобран персонал и многое другое, о чем и пойдет речь далее. В первую очередь разберемся с тем, какие обязанности возложены на человека, занимающего эту должность.
Особенности должности
Хотя советские времена уже далеко в прошлом, некоторые стереотипы все еще живы. Один из них заключается в том, что начальник отдела кадров – должность практически бесполезная, поскольку в обязанности человека, ее занимающего, входит лишь прием и отстранение от работы. Сейчас задачи отдела кадров намного шире.
Но даже если б и в наши времена начальник отдела кадров занимался лишь приемом и увольнениями, для этого также требуются определенные знания.
Ведь важно знать, какими навыками должен обладать будущий работник, для того чтобы удовлетворить потребности компании. Да и увольнение не такой и простой процесс – нарушение его условий может привести к крайне неприятным последствиям для руководства, учитывая тот факт, что ответственность за нарушение трудового кодекса в данное время возрастает. Поэтому начальник отдела кадров должен знать, как все сделать правильно и без последствий.
Начальник отдела кадров должен разбираться во всех тонкостях и особенностях работы корпорации. Ведь только в этом случае он сможет понять, сколько сотрудников требуется в данный момент и какими навыками они должны обладать.
Обязанности занимающего эту должность
Одна из основных обязанностей кадровика это, конечно же, прием в штат и отстранение от должностей. Но начальник отдела кадров выполняет и массу других функций, которые по своему значению ничуть не уступают предыдущей:
- Обеспечивает соблюдение трудового законодательства;
- Занимается разработкой кадровой политики, должностных инструкций;
- Ведет отчетность и контролирует документацию. Другими словами отвечает за сохранность трудовых, заводит дела на каждого работника;
- Повышение квалификации кадров – эта обязанность также лежит на плечах кадровика;
- Подготавливает отчетность для госструктур, например для ПФР;
- Начальник отдела кадров также наблюдает за тем, соблюдается ли дисциплина и в случае ее нарушения, решает меры «наказания» применить к виновному;
- Обеспечивает безопасные и комфортные условия для персонала.
Помимо этого начальник отдела кадров должен вступать в непосредственный контакт с персоналом. Благодаря этому он сможет лучшим образом понять, какие потребности у сотрудников и как выбрать лучший способ для повышения их эффективности.
Новые веянья
Сейчас появилась такая должность, как менеджер отдела кадров или же HR-специалист. По сути, эта должность ничем особым не отличается от описанной выше. Человек, находящийся на такой должности, выполняет те же самые функции. Единственное отличие заключается в том, что менеджер отдела кадров может не числиться в штате самой компании, а просто выполнять свою работу на договорных условиях при необходимости.
Небольшая компания не всегда может позволить себе нанять в штат еще одного постоянного сотрудника.
Однако необходимость в наборе штата может возникнуть – ведь не каждый руководитель обладает достаточными знаниями и навыками для того чтобы самостоятельно решить возникшую проблему. Вот тогда-то и потребуется менеджер отдела кадров, который выполнить свои обязанности – подберет кандидатуры, проведет собеседования, проанализирует полученную в ходе них информацию и примет на работу нужных людей.
Личные качества имеют ли значение
Человек, занимающий подобные должности, помимо профессиональных знаний, навыков и соответствующего образования, должен обладать определенными личностными качествами, которые помогут ему лучше выполнять свои обязанности. К ним относят:
- Коммуникабельность – без нее тут никак;
- Устойчивость к стрессам и умение держать себя в руках. Ведь общаться придется с разными людьми и очень важно контролировать свои эмоции в случае возникновения разногласий в каких-либо вопросах;
- Внимательность к мелочам;
- Беспристрастность. Очень важное качество – про будущего или же нынешнего сотрудника могут ходить разные слухи и принимать решения, основываясь на них нельзя ни в коем случае.
Занимающий подобную должность ни в коем случае не может вести себя снисходительно по отношению к своим подчиненным.
Контролирование персонала и его значение
Пускать все на самотек нельзя ни в каком деле, в том числе это касается и наблюдения за качеством работы персонала. Контроль кадров – важный аспект в деятельности любого предприятия.
Многие ошибочно полагают, что контроль кадров требуется только в отношении тех лиц, которые входят в состав штата не так давно или же находятся на испытательном сроке. Это в корне неверно. Ведь каждый понимает, что в первое время за ним будут наблюдать, и поэтому вести себя будет более сосредоточено и относиться к своим обязанностям будет со всем внимание и ответственностью. А после истечения определенного времени ситуация может полностью поменяться. Поэтому важно следить за тем, как сотрудники относятся к своим обязанностям на постоянной основе.
Контроль кадров может осуществляться разными методами. Первый из них – наблюдение. Тут все просто – за работниками следят и на основе этого делают соответствующие выводы. Еще один вариант – получение дополнительной информации о человеке. В качестве ее источника могут быть друзья, знакомые и родные сотрудника.
Также используется и метод провокаций, который позволяет проверить, как будет действовать работник в экстренных ситуациях.
Процедура эта может быть как регулярной, так и внезапной. В первом случае все происходит по заранее составленному графику, а во втором чаще всего проверки проводятся в результате того, что ситуация в компании по непонятным причинам изменяется в худшую сторону. Проведение такой процедуры может быть открытым или же содержаться втайне от персонала.
Помощь со стороны
Компании все чаще и чаще прибегают к такой услуге, как аутсорсинг кадров. Это значит, что всеми вопросами, связанными со штатом, будут заниматься посторонние компании. Популярность такой услуги объясняется тем, что аутсорсинг кадров обладает рядом преимуществ. В первую очередь агентства, предоставляющий подобный сервис, могут подобрать для компании людей на временные должности.
Также следует отметить, что предлагаемые сотрудники всегда отличаются высоким профессионализмом, поскольку тут не действует эффект дружбы или же родственных связей, когда на ответственные должности назначают неподходящих людей. Эти агентства могут выступать и в роли арбитра, в случае возникновения конфликтных ситуаций.
К недостаткам подобных услуг можно отнести отсутствие личностного контакта с сотрудниками. Не зная ситуации, в которой находится работник, можно сделать неправильные выводы. Однако это не мешает росту популярности таких услуг.