Многие считают, что в наше время трудовая книжка (далее ТК) – пережиток прошлого, который давно пора отменить в РФ, поскольку она перестала выполнять свои основные функции.
Узнаем, справедливо ли такое утверждение (нужна ли она на самом деле и для чего), что говорит по этому поводу кодекс трудовой РФ, а также рассмотрим, что представляет собой трудовая книжка колхозника и когда выпускались образцы серии АТ. Поскольку документ этот еще никто не отменил, для работника банка и любой другой организации важно знать, что делать, если ТК утеряна.
Немного истории
Еще не так давно для работника рассматриваемый документ являлся подтверждением его стажа и если он отсутствовал, подтвердить опыт и срок работы в каком-либо учреждении было довольно проблематично. Трудовая книжка появилась впервые в 1919, когда о серии АТ и речи не было. Этот документ заменял паспорт.
Был период, когда их заменили расчетные книжки, однако в 1938 ТК вернули в обиход. Еще сохранились такие образцы и если есть желание можно в сети найти, как выглядит такой документ. В то время отсутствие у работника ТК грозило лишением права на получение карточек на продукты. То есть в те времена она была нужна не только для подтверждения стажа, чего не скажешь о современном времени.
Образец 1938 действовал до 1973, когда появились образцы серии АТ.
Серия АТ действовала до 2003 – в 2004 в РФ ввели вариант нового образца, который действует и в наше время. Как он выглядит известно каждому. А вот ТК серии АТ за время своего существования почти не видоизменялись. Все экземпляры серии АТ отличаются надписью «Гознак.1974», это означает, что данный экземпляр ТК относится к образцу 1974.
Экземпляры серии АТ отличались темно-зеленым цветом обложки, который был неизменным до 1992. С этого года книжки АТ выпускались также со светло-голубой обложкой. Странички ТК серии АТ были защищены водяными знаками. В 2003 на смену серии АТ пришли ТК нового образца, которые действуют в РФ и в наше время.
Еще немного исторических фактов
В 75-м появился еще один документ – трудовая книжка колхозника. По внешнему виду она ничем не отличалась от документа обычного работника. И процедура внесения записей была такой же. В РФ, несмотря на то, что колхозы в прежнем их виде давно канули в Лету, еще встречается трудовая книжка колхозника.
В связи с этим у работодателя или работника службы кадров часто возникает вопрос – что делать, если у сотрудника, претендующего на свободную вакансию в наличии только трудовая книжка колхозника. Многие советуют просто завести экземпляр нового образца. Конечно в наше время подобный документ, как и трудовая книжка старого образца, встречается очень редко, однако Кодекс их не отменял, поэтому следует знать, что делать, столкнувшись с таким анахронизмом.
Современная ситуация
Вернемся в наше время. Как уже говорилось выше, с 2003 в обиход в РФ вошли книжки нового образца. Разговоры об отмене этого документа ведутся еще с 2011, но на данный момент он все еще является обязательным – Кодекс трудовой, а именно статья 66 является тому подтверждением. Изучив Кодекс, можно узнать о том, как и кем заполняется этот документ, как проходит процедура его получения.
Именно Кодекс гласит о том, что этот документ является основным для определения стажа. Но сейчас ситуация в РФ изменилась (каким образом, рассмотрим чуть позже), поэтому и ходят разговоры о возможной отмене этого свидетельства.
Однако Кодекс до сих пор остается в неизменном виде.
Кодекс упоминает этот документ не только в 66 статье – о нем речь идет в 62, 65, 80 и других. Возможно, в этом и кроется причина того, что документ все еще действует. Ведь если его отменить, придется изменять и Кодекс.
Как происходит выдача и заполнение этого документа?
Рассмотрим процесс выдачи такого свидетельства на примере работника банка. Если для человека это первая должность, то книжку заводят сотрудники отдела кадров этого банка, причем в дальнейшем руководство имеет полное право вычесть с зарплаты работника стоимость книжки.
Если же книжка была утеряна, кадровик банка должен оформить новую. Основанием для этого служит заявление нового работника, в котором должна быть указана причина отсутствия этого документа. Если же человек решает уволиться из банка, ему обязаны выдать на руки этот документ в последний день работы.
Заполняется эта книжка очень просто, главное следовать всем инструкциям и стараться избегать ошибок. В титульный лист заносят информацию об образовании работника, его ФИО и время рождения, сведения о профессии, а также ставят дату, подписи и печати.
В два других раздела вносят информацию о трудовой деятельности и поощрениях. Каждый из этих разделов состоит из четырех граф, в который и вносятся соответствующие сведения. В сети есть множество изображений, где можно увидеть, как выглядит заполненный по всем правилам экземпляр.
Где можно приобрести книжку?
Поскольку документ все еще действует, возникает вопрос, сколько стоит трудовая книжка и где ее найти. В некоторых случаях, работодатели сами закупают чистые экземпляры, например, в маркете Комус. Комус позиционирует себя как магазин, где можно найти все для бизнеса. Там действительно можно приобрести не только ТК – Комус предлагает также вкладыши для нее.
Несколько лет назад книжки исчезли из киосков, и приобрести их можно было только в маркете Комус. Сделать заказ можно из любого города, поскольку Комус предлагает и услуги по доставке. Что касается цены, то она в маркете Комус отображается рядом с товаром. Комус ведет свою деятельность уже очень давно, и многие работодатели с ним сотрудничают.
Очень часто работодатель говорит о том, что книжку должен принести сам сотрудник. Он также может приобрести ее, зайдя на сайт Комус.
Но это не единственный вариант для такого приобретения – не только Комус предлагает подобную продукцию в РФ, просто на данный момент это магазин наиболее известен.
Потерялась трудовая – стоит ли паниковать?
Ситуация, когда книжка утеряна, встречаются довольно часто. Но если знать, что в таких случаях делать, можно довольно быстро все восстановить. Некоторые ошибочно полагают, что в ситуации, когда она утеряна, можно особо не напрягаться, а просто завести новый экземпляр. Но такой выход приемлем, когда утеряна новая книжечка, в которой нет записей. Тут, конечно же нет смысла в каких-либо других действиях.
А вот если утеряна заполненная – есть смысл в том, чтобы восстановить информацию. Многие советуют делать копию документа при каждой смене работы и заверять ее в отделе кадров – так будет меньше хлопот в случае утери.
Имеет значение и то, по чьей вине она была утеряна. Если все произошло по вине работника – хлопоты по ее восстановлению – его проблема. А в случае, когда ответственность несет работодатель – все ложится на его плечи, а сам сотрудник может ничего не делать.
Ждать ли электронные варианты?
С 2016 года заговорили о том, что на смену обычной в РФ может вскоре прийти электронная трудовая книжка. Сразу же возник вопрос, для чего же нужна она. Изначально ее внедрение объяснялось тем, что она необходима для тех, кто работает дистанционно.
Однако позже пришли к выводу, что электронный вариант облегчит жизнь и в обычных ситуациях. Но пока рано о чем-то говорить – все находится только на стадии разработки.
А как обстоит ситуация у соседей?
Так же как и в РФ, согласно законодательству в РБ рассматриваемый в статье документ, является основным для подтверждения стажа, а также основанием для приема на работу.
В 2014 году в РБ вышло новое постановление, в котором подробно описываются все нюансы, касающиеся заполнения этого документа.
В принципе, правила, действующие в РБ касательно трудовых книжек, по своей сути мало чем отличаются от тех, что приняты в нашей стране. Только вот на данный момент в РБ никто не говорит о возможной отмене этого документа.