Почему на некоторых фирмах все время меняется персонал? Эта «текучка» кадров вызвана неправильным подходом руководителей к своим подчиненным. Личностный фактор в последнее время является доминирующим для преуспевающих организаций. Почему? Все просто: главная цель создания предприятия – это способность получить прибыль, делая что-либо для общества, совершенствование системы предприятия.
С одной стороны — благородно, с другой – полный кошелек денег. Но если руководитель не понимает важности эффективности и совершенствования системы мотивации, то продажам, как и бизнесу в целом, в итоге придет конец.
Система мотивации. Для чего она нужна?
Каждое уважающее себя предприятие, будь оно огромное или совсем маленькое, для эффективности, уже давно использует специальные методы мотивации персонала. Для раскрутки дела, для дальнейшего управленческого развития и расширения предприятия, для его преуспевания и конечно, получения прибыли, необходимо помнить о том, что именно сотрудники удерживают «на плаву» любую фирму. На одной познавательной «крутой идее» бизнес не построить. Если сотрудник доволен зарплатой, отношениями в коллективе, ему нравится его работа, и соблюдены все условия адаптации — это важный шаг к победе для директора, это путь к хорошим продажам.
Мотивация и результативность организации тесно связаны между собой. Схема выглядит так: все сотрудники, объединенные общей идеей, трудятся не только ради денег, а еще и с удовольствием. Они не опаздывают на работу, наоборот — спешат туда, и не просиживают за чашкой кофе полдня, а трудятся в полную силу. Хотите себе таких сотрудников? Для эффективности организации труда и созданы методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Надеюсь, вопрос «зачем?» в этом пункте раскрыт полностью.
Что такое «мотивация»?
Как основу управленческого процесса, именно ради довольного персонала, многие опытные и грамотные руководители используют специальную систему мотивации. Что это за система? Давайте рассмотрим подробнее. Начнем с главного: мотивация – это способ повысить производительность труда всех членов организации. Система мотивации включает в себя и стимулирование, и адаптацию. Для создания процветающего и успешного предприятия, правильно замотивированные сотрудники значительно повышают эффективность труда, и стремятся достичь желаемого результата.
Рассмотрим пример мотивации в разные времена. К примеру, при Советском Союзе, в качестве эффективности мотивации к труду использовались грамоты, заметки в газетах, доски почета. Диплом лучшего сотрудника висел в каждом доме. Чуть позже стало популярным проводить коллективные гуляния – корпоративы. В наше время, кстати, это уже не работает. Становится популярным проведение тренингов, семинаров, выплата премий (бонусов, вознаграждений), поездки за границу за счет руководителя и тому подобное. Это очень популярно для должности менеджера по продажам.
Страх или поощрение? Как лучше: заставлять работать менеджера, пугая лишением премии или увольнением, или же сделать так, чтобы сотрудник сам захотел выполнить работу более качественно? Конечно, второй вариант лучше, мы живем не в те времена, где нужно было подгонять «кнутом» для эффективности. Хотя есть еще и такие руководители, именно у них все время меняется персонал. Главное, не забывать, что мотивация и результативность организации – одно целое, это и есть система мотивации.
Методы мотивации персонала
Мотивировать нужно, это понятно. Но выбор метода мотивации – это следующий важный шаг управленческого процесса, ведущий предприятие к успеху. Итак, каковы на сегодняшний день существуют методы мотивации и стимулирования персонала? Во-первых, материального характера, во-вторых – социального, или психологического. Слишком сложно? Сейчас объясню.
Материальный способ мотивации включает в себя всевозможное дополнительное финансирование – это премии, бонусы, услуги, подарки и тому подобное. Кстати говоря, и система штрафов тоже часть управленческого процесса. То есть человек трудится и знает, что если он выполнит все верно и в сроки, то он получит премию. В противном случае – лишится ее.
Нематериальный способ мотивации имеет более эмоциональный смысл. То есть менеджера хвалят, повышают его самооценку, создают своеобразный психологический комфорт. То есть значимость сотрудника повышается, и он как бы «связывается» с фирмой неразрывной нитью. Это создает чувство гордости и за себя, как менеджера и за всю фирму. Такие методы нематериальной мотивации персонала иногда очень выгодны. Есть среди них и современные методы мотивации персонала.
Виды мотивации сотрудников
Кроме методов мотивации, для эффективности труда нужно учитывать виды мотивации. Их всего два: внешняя и внутренняя мотивация. Та мотивация, которая вызывается внешним воздействием руководителя фирмы на сотрудника, считается внешней мотивацией. Пример: руководитель предлагает премию за хороший конечный результат труда.
Внутренняя мотивация отличается тем, что желание достичь того самого классного «результата» возникает у самого менеджера без внешних воздействий. Пример — люди, которые любят свою работу, считая ее познавательной, и получают удовлетворение от ее выполнения. Карьерный рост здесь имеет не последнее значение. Совершенствование профессии происходит, само собой.
Поэтому логично предположить, что, начиная с внешней мотивации цель руководителя – развить в сотруднике и внутреннюю, для еще большей эффективности. Такова теория мотивации управленческого процесса. Для этого и существует оценивание (оценка) мотивации персонала.
Теории мотивации персонала
Среди нескольких известных теорий мотивации различают факторные и процессные. На основании этих подвидов как раз и происходит оценка мотивации персонала. К факторным относят все теории, которые раскрывают факторы, приводящие к мотивации. А вот процессная теория объясняет, как именно мотивация связана с поведением сотрудников. Кстати, оценка мотивации играет большую роль при анализе коллектива.
Среди факторных теорий большую популярность получила иерархичная теория А.Маслоу. В ней в виде пирамиды раскрыты все потребности человека, начиная с самых простых — физиологических и заканчивая потребностями человека в росте и развитии. Также актуальна теория Х и Y Д.Макгрегора. Автор делит всех людей на Х (немотивированные сотрудники, не желающие работать) и Y (любящие свое дело работники, внутренне мотивированные, творческие натуры). Руководитель делит своих служащих на Х и Y и потом к каждой группе предлагается свой источник стимулирования. Эта теория считается познавательной и помогает с легкостью достичь управленческого роста.
Среди процессных теорий мотивации выделяется теория справедливости Д.С.Адамса. В ней сотрудники ищут справедливости. Схема такова: если их усилия равны зарплате, то все в норме. Но если условия труда не соответствуют вознаграждению, возникает демотивация. Для уровня оценки мотивации – это плохо. И это нужно исправлять, такая уж теория у него.
Также внушает доверие трудовая теория Д.Аткинсона. Она также является процессной и ставит оценки на то или иное поведение сотрудника с точки зрения достаточности и эффективности оценки мотивации. То есть, по мнению Аткинсона, человеку присущи две мотивации:
- Мотивация к успеху. Здесь идет речь об интересной познавательной деятельности, в которой хочется получить результат. Для этого, конечно, нужны способности.
- Мотивация избегать неудачи. Человек боится потерпеть поражение, поэтому даже и не пробует. Эта теория Аткинсона получила признание очень давно, и пользуется спросом управленческого звена успешных компаний.
Кроме этих личностных качеств, автор описывает ситуации, при которых поведение человека видоизменяется. Во-первых, вероятность успеха: возможность или невозможность наступления успеха. Во-вторых, ценность успеха – насколько человек ждет его? Поэтому, предприятию необходима вовремя проработанная мотивация и результативность организации возрастет в разы. А оценка мотивации при этом, по мнению Аткинсона, будет высокой.
Типы мотивации работников
- Инструментально-мотивированный работник. Пример: тот, кто мотивирован зарплатой, и требует справедливости.
- Профессионально-мотивированный работник. Пример: человек, который с помощью вида деятельности стремится раскрыть свои способности.
- Хозяйственно-мотивированный сотрудник. Пример: самостоятельный человек. Он не любит прямого контроля и предпочитает влиять на весь процесс.
- Патриотически-мотивированный сотрудник. Пример: любящий свое дело человек, он предан фирме, начальству, продажам и работе.
- Вечно недовольный сотрудник. Да, есть и такой тип. Пример: люди, которые считают распределение благ несправедливыми, которые не любят работать и не стремятся достичь успеха. Им все равно на все и на всех.
Наиболее устойчивым и глубоким является хозяйственный тип мотивации. Ну а самым неэффективным, как вы уже, наверное, догадались, является пятый недовольный тип. Поэтому, для эффективности предприятия важно, как можно скорее снизить процент таких вот «незаинтересованных лентяев» и повысить процент сотрудников по продажам с хозяйственной мотивацией. Это важная задача управленческого процесса.
Современные способы мотивации персонала
Мы уже вкратце коснулись эффективности методов мотивации, но хотелось бы обратить ваше внимание на возможные в наше время методы, помимо материальных и эмоциональных. Они интересны и актуальны, так как материально мотивировать не всегда хорошо, особенно проводить оценку мотивации очень даже сложно. А на эмоциях далеко все равно не уедешь.
Поэтому рассмотрим еще два современных метода в системе мотивации:
- солидарность;
- приспособление.
Метод солидарности подразумевает развитие у сотрудников близких к целям фирмы убеждений и стремлений. То есть это система обучения, развития и даже воспитания человека под определенный образ фирмы для ее же эффективности. Сюда входят и условия труда, и психологический климат коллектива, самосовершенствование и тесная связь с фирмой.
Метод приспособления больше всего подходит менеджерам среднего и высшего звена управленческого процесса. Почему? Потому что это позволяет влиять сотруднику на цели самого предприятия, таким образом, как бы превращая сотрудника в соучредителя. Свои собственные цели и задачи соотносятся к фирменным.
Все перечисленные методы, в том числе современные методы мотивации и адаптации должны в итоге привести к формированию новых отношений в коллективе, адаптации новичков и всеобщему качеству работы. Давайте рассмотрим пример повышения продаж с помощью грамотной мотивации для большей эффективности труда организации.
Мотивация в организации. Как повысить продажи с помощью мотивации?
Для более эффективного продвижения товара, менеджерам по продажам предлагают выполнение плана. Обычно, это месячный план, а за «перевыполнение» идут какие-то надбавки и вознаграждения. Но чтобы этого «не было мало», придумали ежедневный план менеджера с повышающими коэффициентами.
Также популярны при продажах особые льготы за выполненную работу. Пример: ты продал ноутбук, и смело можешь идти на йогу за два часа до окончания рабочего времени. Причем за счет компании. Эта теория считается довольно познавательной и подтверждена многолетней практикой. Чем не система мотивации?
Интересный вид мотивации для менеджеров по продажам – это отзывы коллег. А по ним уже выплаты или какие-либо другие поощрения. Также неплохо мотивирует разработанный самим сотрудником пошаговый скрипт продаж. Ну а лучшего менеджера по продажам награждают – дают диплом или еще что-либо!
То есть соревновательный вид оценки мотивации для менеджера по продажам – именно то, что нужно. Это не просто теория, это практика, опыт. Оценка мотивации получается познавательной и высокой.
Адаптация сотрудников
Текучесть кадров в организации означает, что не только с мотивацией плохо дело, но еще и не хватает адаптации для сотрудников на должности (рабочем месте). Ведь не брать во внимание постоянную смену сотрудников нельзя. Это негативно отражается на коллективе, а значит и на предприятии в целом. На поиски нового сотрудника, а потом на его обучение требуется масса времени. Поэтому лучше правильно подойти к проблеме адаптации.
Человек, попадая в новую неизвестную ему обстановку, чувствует себя неуверенно. Чтобы избежать этого, нужно воспользоваться теорией адаптации. Ведь если в начале карьеры сотрудника допустить любой негатив, то это отразится на всей дальнейшей работе. О каком негативе идет речь?
К примеру, недовольство стилем руководства, или же отношениями в коллективе. Также часто рушатся представления о компании, которые сотрудник себе нарисовал в голове. Сложные условия труда и несоответствие оплаты – обеспечат серьезный негативный настрой. А если еще и непонятны требования в работе…пиши пропало – адаптации никакой не получится.
Что же делать? Появление в компании нового «объекта» влияет не только на него, но и на руководителя учебно-управленческого процесса и давно работающих сотрудников. Поэтому система адаптации предполагает вовлекать в процесс всех сотрудников. Пример: руководитель объясняет, что конкретно он требует от сотрудника.
Кто-то из коллектива рассказывает о фирме, кто-то показывает офисы и представительства, другие – учат работать и правильно распределять время. То есть у нашего «героя» появляются наставники. Это и поможет обучиться и привыкнуть, для скорейшей эффективной адаптации и хорошей трудовой карьеры.
Мотивация студента. Диплом и никакого опыта…
Сразу хотелось бы отметить один негативный фактор – нынешние студенты перестали получать качественные знания из-за уверенности в выражении «за деньги можно все купить», даже диплом. Но общество все равно предъявляет повышенные требования к специалистам. Поэтому мотивация студентов к труду должна начинаться еще в учебно-организационном процессе. Как можно мотивировать студента? Опять-таки, поощрение или страх: повышенная стипендия, хорошие оценки или угроза не сдать экзамен, не получить диплом.
Студент, поступая на 1 курс обучения, испытывает стресс. И также происходит при трудоустройстве. Диплом – не самое главное. Главное – адаптация и переход от учебной к трудовой деятельности. Здесь залогом успешной мотивации является организация всего учебного процесса, и подготовка к «вливанию в коллектив».
Как показывают учебно-психологические исследования, получить диплом менеджера – не значит стать профессионалом. Кроме внутренней мотивации, студенты желают занять социальную позицию – общественные отношения и их связь. Кроме того, в учебно-образовательном процессе выявляют студентов, которым нравится их будущая профессия. Для этого проводят игры, беседы, эксперименты. Затем происходит совершенствование навыков и знаний у отобранных людей. И затем – подготовка к вливанию в рабочий коллектив.
Будущего менеджера с помощью учебно-диагностической системы адаптируют к работе по окончании ВУЗа, а диплом – становится чем-то неформальным. В учебной практике самое главное – вызвать интерес. И делают это с помощью сложных заданий, требующих напряжения со стороны студента. И, кстати, переход от учебно-познавательного процесса к профессиональному, — важная составляющая успеха.
Грамотные педагоги и методисты ВУЗов придумали анкетирование, где определяется цель (мотив) студента в учебно-педагогическом процессе. Итак, получилось три критерия:
- мотивация — получить диплом;
- мотивация – приобрести знания, навыки;
- мотивация – овладеть процессией.
В основе эффективности педагогического процесса лежит управление учебно-образовательной деятельностью. Студенты делятся на 3 группы: те, что пришли осваивать профессию, бизнесмены и неопределившиеся. Поэтому в учебно-познавательной деятельности выделяют такие три типа поведения личности:
- Самостоятельное обучение, глубокое вникание в суть;
- Поверхностное обучение всего, что дает ВУЗ;
- Узкопрофильная направленность.
В зависимости от типа поведения и предлагается различная мотивация. Главное, помнить, что труд студента – это учебно-познавательная деятельность, и от того, как он «трудится» в ВУЗе будет зависеть и его рабочая карьера.
Совершенствование системы мотивации персонала
В зависимости от цели предприятия, необходимо эффективное совершенствование системы мотивации. Следует поощрять любую инициативу сотрудника, которая ведет к успеху предприятия (к продвижению или продажам его товаров и услуг). Не только четко выполненную работу, а любую идею и предложение нужно оценивать по заслугам. Также обязательно нужно выделять лучших сотрудников.
Зачастую руководители этого не делают, а зря. Ведь это и есть совершенствование.
Корпоративные традиции коллектива, а также благоприятная рабочая атмосфера положительно влияют на трудовую деятельность. И даже, если на предприятии не предусмотрен карьерный рост, необходимо переключить сотрудника на другие мотивы – авторитет, признание, диплом и т.д. Ну и не стоит забывать о материальной части мотивации. Если сотрудник уловит связь «усилия = заработку», то эффективность труда повысится еще как.
Надеюсь эта статья убедила вас, уважаемые руководители, в необходимости участвовать в трудовой жизни своих сотрудников и грамотно их мотивировать. Все-таки, любая организация строится на усилиях каждого отдельного сотрудника, и быть хорошим руководителем – значит, правильно организовать деятельность всего коллектива, подтолкнуть к хорошим продажам и рекламе. А без мотивации и адаптации, а также их оценки — совершенствование трудовой деятельности не получится. Успехов вам в труде!