По технике безопасности, обязательно нужно провести среди сотрудников вводный первичный инструктаж на рабочем месте – при приеме на работу в офис. В некоторых ситуациях нужен повторный, внеплановый инструктаж. Особое внимание рекомендуем уделить пожарной безопасности. Список лиц, которым положено освобождение от прослушивания данного инструктажа – утверждается непосредственно руководителем. Также руководителем подписывается программа, по которой проводится первичный инструктаж.
Последовательность прохождения
Следует знать, что первичный инструктаж по охране труда может очень сильно отличаться по своему содержанию. Например, первичный инструктаж на рабочем месте при приеме на работу электрогазосварщика отличается от того, что проводится для слесаря-наладчика. Программа, по которой составляется вводный, повторный, внеплановый, целевой инструктаж, может варьироваться достаточно широко, но для многих профессий большинство пунктов, касающихся техники безопасности на рабочем месте, неизменны.
Цели проведения инструктирования
Главная цель, которую призван достичь первичный инструктаж сотрудников по пожарной безопасности – выработать у людей, которые пришли работать в офис или цех, устойчивую модель безопасного поведения на рабочем месте. С целью знакомства с такой моделью поведения для новых работников предприятия проводится вводный инструктаж, а для актуализации знаний – повторный.
Важно ли инструктировать простых офисных служащих, работающих вне цеха?
Да, потому что ЧП происходят везде. Особое внимание должно уделяться пожарной безопасности, и совершенно неважно, офис это или цех. При приеме на работу в офис даже административного персонала проводится обучение. Потому что он имеет дело с офисной техникой, которая работает от сети и является потенциальным источником опасности.
Так что, делаем вывод: программа обязательна для всех и проводится как с новыми сотрудниками, так и с теми, кто был переведен на работу из другого отдела или подразделения. Порядок при приеме на работу общий для всех. Кто не прошел инструктирование – не может быть допущен к технике.
Если вы хотите обезопасить свой офис или производство, не игнорируйте установленный порядок. Требования пожарной безопасности повторить никогда не поздно. Особенно, когда речь идет о технике, что может стать причиной возгорания в любой момент. Нужно всегда помнить о технике безопасности и правилах тушения пожара в таких случаях. В случае, когда это уже происходит, люди часто теряются, впадают в панику и в итоге гибнут или получают ожоги, опасные для жизни. Таких непредвиденных ситуаций можно избежать путем проведения противопожарного инструктирования.
Кто несет ответственность за безопасность труда
Офис или цех – собственность работодателя, соответственно, ответственность его. Соблюдение противопожарного инструктирования постоянно должно им контролироваться. Установленный порядок обязывает проводить не только первичный, но также целевой инструктаж. Особое внимание уделяется пожарной безопасности. Офис – это место, где в любой момент может возникнуть опасная ситуация, поэтому проведение противопожарного обучения необходимо для всех, кто имеет доступ к технике.
Если вы приняли нового человека на работу, вводный инструктаж для него обязателен. Если поручили сотруднику незнакомый для него участок работ, проведите целевой инструктаж по пожарной безопасности. Также вы должны следить за практическими умениями сотрудников, например, знакомы ли они с принципами оказания первой помощи. Это может спасти жизнь, когда подобная ситуация случится. Все зависит от индивидуальных способностей личности и его собранности в такой момент, но практика показывает, что такие знания реально могут спасти жизнь.
Как должны актуализироваться эти знания?
Если к вам в офис пришли студенты на практику, с ними также проводятся занятия. Несмотря на нехватку времени, проведение противопожарного инструктирования таким лицам обязательно. Нужно обучить студентов технике безопасности и поведению на рабочем месте.
Как вести журнал, в котором ведутся записи о прохождении инструктирования?
Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Также руководителям следует помнить, что за нарушение предписанного порядка с них могут взыскать штраф. Возможна также уголовная ответственность, в том случае, если имело место ЧП, в связи с тем, что были нарушены правила пожарной безопасности. Нарушенный порядок, недопустимое поведение на рабочем месте – вот самые частые причины таких происшествий. А их можно было избежать, просто не проявив халатность.
Действия работодателя в отношении нового сотрудника
При поступлении на работу нового работника, работодатель информирует его об условиях труда и наличии возможных опасностей и вредных условий труда, с которыми в процессе работы он столкнется. Также рабочим предоставляется информация о положенных им льготах, если речь идет о вредном производстве.
Какие льготы положены людям, трудящимся на вредных производствах?
Им полагается такая программа поддержки:
- Бесплатное питание в столовой, в том числе диетическое.
- Газированная вода в неограниченных количествах.
- Перерывы в достаточных количествах, определённой продолжительности.
- Сокращенный день.
- Дополнительные отпуска.
- Отдых в санаториях, профилакториях.
- Посещение бассейна.
- Посещение тренажерного зала.
- Медицинская страховка.
Как реализовать право сотрудника на социальную защиту?
Для того чтобы работник предприятия воспользовался своим правом, в отношении него проводят аттестацию. Только после этого может быть издан соответствующий приказ, выдержки из которого вносят в трудовую книгу. Программа поддержки отдельных категорий сотрудников позволит удержать их на рабочем месте и увеличить производительность.
Что поможет уменьшить потери предприятия?
Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для выполнения всеми организациями, а отраслевые касаются, соответственно, отдельных отраслей. Соблюдая порядок, вы занимаетесь главным делом – сохраняете жизнь и здоровье сотрудников. Нарушая установленный порядок, вы несете человеческие и экономические потери, вызывая у сотрудников страх и нарушая их чувство безопасности при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Ответственный руководитель берет на себя все затраты в случае, если был причинен вред здоровью, но главное – он сводит такие случаи к минимуму, понимая риск. Поэтому он проведет как первичный инструктаж на рабочем месте, так и внеплановый инструктаж, и целевой инструктаж, понимая важность противопожарного инструктажа.
Как часто проводить инструктаж?
Хороший руководитель проводит инструктаж всякий раз, когда сотрудники приступают к работе после длительного перерыва, например. В программе могут быть изменения, если, например, предприятие начало новое направление. То есть, подход к этому должен быть гибкий, в зависимости от конкретной отрасли и должности. В Интернете есть программы по пожарной безопасности, мы советуем внедрять их в вашем офисе или на заводе. Программа инструктажа должна быть как можно более простой и понятной, но охватывать все аспекты по теме безопасности труда.
Техника безопасности — важный момент подготовки молодых специалистов
Уделяя внимание квалификации сотрудников, не стоит забывать об их здоровье. А на некоторых производствах вполне возможна угроза жизни. Особенно важен вводный, первичный инструктаж при приеме на работу молодых специалистов. Но не менее важен повторный и внеплановый, чтобы сотрудники актуализировали свои знания.
Очень важна грамотно составленная программа. На базе многих предприятий создаются учебные центры, в которых сотрудники проводят стажировку, на которой просвещаются, в том числе и вопросы безопасности. Чем чаще такие мероприятия проводятся, тем лучше.