Трудовые книжки используются для ведения учета обо всех местах работы конкретного человека. Любой наниматель может получить всю необходимую ему информацию о человеке, просто взяв трудовую книжку соискателя. Кроме серии выпуска книжки, в ней также зафиксировано каждое место работы, где человек нанимался официально. Также имеются записи о реальных причинах увольнения, что позволяет более точно составить представление о человеке.
Как получить такой документ?
Сделать трудовую книжку необходимо было вместе с первым трудоустройством. К 18 годам у человека появляется возможность оформить ее, а при первом устройстве на работу в нее будут внесены необходимые записи. Продажа трудовых книжек ведется распространителями компании Гознак. Именно Гознак выпускает серии таких документов. От года выпуска деловой бумаги зависит ее серия и внешний вид, который постоянно меняется.
Некоторые предприятия могут делать закупку трудовых книжек, чтобы упростить жизнь своим сотрудникам. В этом случае сразу при устройстве нового работника (если его возраст равен 18 или больше годам) ему начинают оформлять документ. Вместе с ее оформлением работодатель оставляет этот документ себе, отправляя в отдел кадров. Там он должен храниться на протяжении всего срока службы определенного человека на данном предприятии.
Как уже говорилось выше, трудовые книжки выпускает предприятие под названием Гознак. Здесь также производят серии других документов и денежных знаков. Серии трудовых книжек соответствуют годам их выпуска.
Как забрать трудовую книжку?
Несмотря на то, что она должна храниться у работодателя на протяжении всего срока работы на предприятии, в некоторых случаях она может понадобиться для работника. Примером такого случая является оформление кредита. Для подтверждения рабочего стажа и наличия стабильного заработка банк может требовать книгу или ее копию.
Согласно правилам, ее отдают сотруднику после увольнения с места работы.
Ее необходимо привести в соответствие действующим правилам оформления. После этого вносится запись об окончании срока работы данного сотрудника на предприятии, и ему передается. И храниться там до тех пор, пока человек не найдет новую работу и не передаст книгу в новый отдел кадров.
Также книжка выдается по выходу работника на пенсию. Согласно закону, к 65 годам уже можно становится пенсионером. В этом случае трудовая передается человеку для оформления бумаг, чтобы получать пенсию.
До увольнения
Если же трудовую необходимо получить до увольнения, например, чтобы оформить кредит, есть специальная процедура ее получения. Работодатель отвечает за сохранность ее, поэтому просто так ее вам не отдаст. В случае чего, отвечать придется ему. Чтобы ее получить, можно сделать запрос в отдел кадров своего предприятия. Для этого потребуется написать специальное заявление. В нем нужно указать причину и срок, на который выдается оригинал.
Чтобы забрать книжку из отдела кадров, необходимо будет написать расписку. Это нужно для работодателя чтобы не иметь проблем, в случае если работник ее потерял. О каждом случае выдачи книжки на руки предприятие вносит запись в специальный реестр, который нужен для отчетности.
Вся эта процедура непростая из-за суровых требований к ведению учета таких бумаг. Ответственность за их сохранность целиком и полностью ложится на плечи работодателя, поэтому он пытается застраховать себя от непредвиденных обстоятельств и дальнейших проблем с потребностью восстановления документов.
Потеря
При ее потере многие впадают в панику и не знают, что делать. На самом деле, каждый документ можно восстановить. Если сотрудник по каким-то причинам ее потерял, ее необходимо восстановить. Особенно трудно это сделать в случае, если сотрудник со стажем и у него есть много записей о работы на предприятиях.
Чтобы это восстановить, необходимо написать соответствующее заявление. Дальше за 15 дней изготавливается дубликат и приводится в соответствие к правилам оформления. После этого сотрудник занимается подачей заявок на восстановления в ней записей.
Для этого нужно делать запрос в каждую организацию, в которой работал сотрудник, с просьбой восстановить запись о его работе на этом месте в определенный период. Но что делать, если трудовую потерял наниматель? Для выпуска новой работнику не придется ничего делать. В этом случае все трудности выпуска и приведения в соответствие нормам нового документа падают на его плечи, и восстановить ее придется ему. Процедура похожа, для сотрудников со стажем необходимо подавать запросы всем предприятиям, где вас нанимали, с просьбой восстановить недостающие записи.
В случае если ваш начальник потерял не один документ, а целые серии документов своих сотрудников (например, в случае пожара на предприятии), создается специальная комиссия для контроля выпуска новых. Восстановить их все также должен работодатель. Если одно из предприятий, которое нанимало сотрудника, закрылось, запись со стажем на этом месте работы можно восстановить в пенсионном фонде или в государственном реестре регистрации предыдущих нанимателей.
Процедура восстановления
Учитывая сложность повторного выпуска и восстановления записей в таком документе, необходимо стараться не терять ее. В случае потери ее нанимателем, вся ответственность за восстановление записей в ней ложится на нанимателя и вам не нужно об этом беспокоиться. Даже если предприятие, на котором вы трудились раньше ликвидировано, записи можно восстановить через пенсионный фонд. В нем отдельно ведется учет всех мест работы каждого работника.
Потребность выпуска этого документа могут отменить на государственном уровне. Согласно постановлениям государства, в 2017 году возможна отмена потребности ее выпуска. Такой законопроект имеет свои плюсы и минусы, как для работодателей, так и для работников. Отмена их выпуска немного упростит процесс оформления пенсии, увольнения и устройства на работу для сотрудников, но усложнит процесс проверки стажа работы для нанимателей.
Процедура восстановления далеко не из самых приятных, особенно это сложно при наличии большого количества мест работы в разных организациях определенного сотрудника. Еще одним фактором, который может осложнить процесс восстановления может стать ликвидация организаций, где работал человек.
Для восстановления таких записей потребуется обращение в пенсионный фонд РФ или в специальный реестр.
Также записи можно потребовать восстановить подачей иска в суд. В этом случае все предыдущие наниматели получат запрос на восстановление, и сделать это будет немного проще. В любом случае трудовая должна быть восстановлена, так как именно по ней производят учет мест работы определенного сотрудника.
Отказ работодателя возвращать документ
Возникают ситуации, когда работодатель не отдает трудовую книжку. Согласно действующему законодательству, в день увольнения сотрудника, его наниматель обязан выдать ему трудовую лично в руки. В случае если по каким-то причинам вам не отдают трудовую книжку, вы можете подать иск в суд для защиты своих прав. Данный документ должен выдаваться в день увольнения, если даже спустя несколько дней после вашего увольнения он остается в организации и его отказываются выдавать, можно делать письменное обращение с просьбой его выдачи.
Такое обращение потом станет доказательством вашей просьбы о выдачи документа в суде. Если после этого вам ее не выдали – обращайтесь в суд чтобы восстановить справедливость. В суде можно не только потребовать вернуть трудовую, но и получить выплаты за моральный и материальный ущерб, полученный из-за невозможности устроиться на новое место работы.
Итог
Важно помнить, что в случае задержки выдачи документов нанимателем по каким-либо причинам, закон находится на вашей стороне и всегда можно добиться справедливости. Вне зависимости от конкретных обстоятельств, на работодателе лежит ответственность за сохранность и ведение учета всех трудовых его работников.