Работающий человек априори не может плохо ориентироваться на просторах законодательной базы, регулируемой трудовые отношения работодателя и подчиненного. Тому можно найти массу причин, вот только есть ли необходимость?
Значимость правовой компетентности
Данное утверждение, на наш взгляд, – аксиома. Оно не требует доказательств. Если таковые все же необходимы, пожалуйста:
- без знания статей трудового кодекса вы можете оказаться обманутыми недобросовестным руководством, лишены, к примеру, каких-либо поощрительных денежных начислений, других выплат;
- законы об охране труда предусматривают условия защиты прав трудящихся, не зная о которых можно лишиться положенных льгот;
- нарушая закон (пусть даже по незнанию) на рабочем месте, вы способны подвергнуть опасности не только себя, но и здоровье (а в отдельных случаях даже жизнь) коллег, клиентов.
Вот далеко не полный перечень доводов, но, на наш взгляд, этих убеждений вполне достаточно, чтобы от былой беспечности по отношению к знанию правовых норм, если таковая была, не осталось и следа. Следовательно, можно переходить к основному вопросу, что мы и сделаем.
О трудовой книжке в ТК
Много нюансов и всяческих вопросов с уймой подводных камней таит трудовое законодательство. Одним из немаловажных моментов оформления трудовых отношений является наличие и правильное заполнение трудовой книжки. Тема эта настолько объемная, что разделена на отдельные статьи, которые вы без труда отыщите на нашем сайте. Там детально рассматриваются следующие темы:
- заполнение и форма трудовой книжки;
- серия, бланк указанного документа;
- титульный лист трудовой книжки;
- выписка из труд. книжки.
Прямо сейчас, никуда не уходя со страницы сайта, вы найдете поверхностные ответы практически на все вышеперечисленные вопросы, но наиболее детально речь пойдет именно о выписке. Итак, что собой представляет выписка из трудовой книжки?
Поскольку вы сами искали разъяснения этой темы, пожалуй, нет необходимости мотивировать этот правовой ликбез. Однако же на вопрос: «Кому, кроме кадровика, необходимы данные про бланк трудовой книжки, информация о том, что собой представляет выписка из трудовой книжки, каким образом она составляется и оформляется?» ответ, на наш взгляд, дать уместно.
Безусловно, работнику, занимающему должность сотрудника отдела кадров, всей информацией, о которой упомянуто выше, необходимо владеть по долгу службы.
Но еще раз подчеркнем: заинтересован в правильности, законности всех записей, сделанных в данном документе, первоочередно сам работник, владелец трудовой.
Поэтому прежде чем разбираться в глубинах вопроса, давайте ознакомимся с вершиной айсберга, то есть разберемся, что представляет собой понятие выписка из трудовой книжки».
Определение, характеристика
Под выпиской из трудовой книжки подразумевают копию этого документа, сделанную с помощью ксерокса (сканера), или написанную от руки на специальном бланке. Последний, как правило, имеется в отделе кадров учреждений, предприятий, организаций. Если же есть возможность и желание, новый бланк можно самостоятельно скачать на проверенном интернет ресурсе юридического профиля, затем распечатать и подать для заполнения.
Однако же в данном случае рекомендуем быть крайне осторожными и выбирать только те сайты, которым вы действительно доверяете, ведь это будет не просто лист бумаги, а документ, не терпящий ошибок и неточностей. Также в случае необходимости можно обратиться за помощью к квалифицированному работнику правовой фирмы. Но помощь юриста, как правило, требуется не всегда. Преимущественно можно обойтись письменным обращением (заявлением) к руководству организации, которое в свою очередь поручит подчиненным из отдела кадров составить необходимый документ. Вам его подадут в готовом виде, соблюдая все требуемые моменты (печать, подпись, так далее).
В выписку обязательно вносятся серия, титульный лист трудовой книжки (все установленные законодательно персональные данные работника), страницы, содержащие информацию о профессиональной деятельности работника. Если трудовая содержит данные обо всей без исключения официальной трудовой деятельности человека, то в выписке может быть зафиксирована только некоторая часть имеющейся информации, которая требуется работнику.
Когда нужен документ
Причин, по которым работнику может понадобиться выписка, немало. Судя по тому, что вы целенаправленно искали статью именно на данную тему, с этим у вас все определено. И все же. Так как в выписке содержатся данные о трудовой деятельности человека (такие, как серия трудовой книги, период, место работы, т.п.), ее наличие требуется в пакете документов, предоставляемых гражданином для оформления загранпаспорта.
Если вы задались целью получить кредит в банке любой формы собственности, скорее всего, вам понадобится доказать факт вашего официального трудоустройства (чтобы кредитор убедился в платежеспособности клиента). Делать копию всей трудовой нет смысла, в качестве доказательства можно предоставить правильно оформленную выписку.
Еще одна ситуация, во время которой может быть востребован рассматриваемый нами документ, – устройство на должность по совместительству. Прежде, чем оформить трудовые отношения со специалистом, уже имеющим основную должность на какой-либо фирме, потенциальный работодатель должен убедиться в факте занятости человека (во избежание ошибок при оформлении его на дополнительную работу).
При этом будущему руководителю могут быть не интересны, к примеру, предыдущие десять страниц трудовой биографии КИПовца или инженера-электронщика; ему будет вполне достаточно нескольких последних записей. Именно таковые будут внесены (по просьбе работника) в выписку из его трудовой книжки.
В конце концов, выписка подается работником в том случае, когда по какой-то причине не удается предоставить оригинал трудовой книжки. Ситуации случаются самые различные, результат же, как и выход, – один: оформление выписки.
Процесс оформления
Частично нами этот вопрос уже рассмотрен, сейчас мы лишь систематизируем выданную ранее информацию, «разложим ее по полочкам».
Для получения выписки из трудовой книжки действующий (хотя возможно даже бывший) работник обращается к руководству фирмы (организации, предприятия) в письменной форме. Заявление на имя исполнительного директора, управляющего содержит просьбу о выдаче выписки из трудовой книжки с указанием страниц либо периода трудовой деятельности.
Заявление регистрируется, рассматривается руководителем, направляется исполнителям в отдел кадров.
Там выписка заполняется кадровиком на установленном бланке: указывается серия и номер, вся необходимая информация (более детально – в следующем разделе статьи). Затем документ подписывается начальником кадрового отдела, проставляется дата, печать.
Информация, которая входит в выписку
Теперь, собственно, о содержании документа. Вверху бланка посредине пишется его название: «Выписка из трудовой книжки». Затем чуть ниже в крайнем правом углу указывается серия и номер трудовой. Далее идет информация с указанием фамилии, имени, отчества работника, его даты рождения, образования, профессии и специальности (каждое с новой строки с левой стороны бланка).
В обязательном порядке нужно указывать дату, когда заполнялась трудовая книжка. Ниже этой строки слева ставится подпись владельца трудовой.
Информация о работе заносится в таблицу, имеющую шесть столбцов (а строк – в зависимости от количества данных, которые необходимо в нее занести). В первых четырех столбцах кадровик указывает номер по порядку, проставляет число, затем месяц, год (даты сведений о работе). Наибольший по объему столбец содержит сами сведения.
Это прием на должность, перевод на другое рабочее место, увольнение. Поскольку это, как уже упоминалось, – документ, имеющий юридическую силу, записи не могут быть голословными; важно непременно указывать какой статьей, пунктом трудового закона регулируется действие, а также его причину.
О дате, номере документа, на основании которого внесена запись, речь идет в последней графе.
Затем все так же слева с новой строки указывается, за какой именно период взята предоставляемая информация, упоминается место назначения выписки (как правило – «по месту требования»). После подписи начальника кадрового отдела (который обязан проверить заполненный бланк) и ее расшифровки, проставляется дата и печать.
Несколько нюансов. Составлять выписку может не только кадровик, но и бухгалтер (нередко на предприятиях, особенно небольших, работой по устройству работников и, соответственно, ведению всей необходимой документации занимаются именно бухгалтера). Также оформлением документа от А до Я может заниматься и сам руководитель (на случай, если фирма имеет совсем уж маленький штат). Когда же выписка нужна подчиненному ип, заполнять ее вправе сам индивидуальный предприниматель.
На случай отсутствия трудовой
В жизни, как убедительно доказывает нам практика, может случиться все что угодно. И даже так, что в организации, учреждении, на предприятии, на котором он проработал ни много ни мало десять лет, его трудовой книжки нет. Отсутствует также любая другая возможность сделать крайне необходимую выписку из этого документа.
Если так произошло, не стоит отчаиваться. Во всех организациях имеется специальная книга, на страницах которой ведется учет трудовых. Следовательно, основные данные, столь важные для составления нужной выписки, такие как серия, номера записей в списке книги, данные о приказе про прием на должность, т.д., сохраняются. Законных причин отказа их использования при составлении выписки нет.
Напоследок
И напоследок. Чтобы в процессе оформления на должность (или любой другой юридической процедуре, в ходе которой понадобилась выписка из трудовой книжки) не возникло неприятных недоразумений, рекомендуем по возможности проверять точность данных, внесенных в выписку (таких, как серия трудовой, номера записей, годы профессиональной деятельности). Иногда любой работник, даже если он профессионал своего дела, имеет право на ошибку, последствия которой могут существенно прибавить вам забот.