Бухгалтерская отчетность – сложнейшая и важнейшая система многих показателей, которая отображает положение организации малого бизнеса во всех планах (отображает все суммы, снятые со счетов, поступившие на них). Составляется за какой-то временной промежуток в виде таблиц, что в общем формируют отчетные формы. Форма пять – приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь отображаются и подлежат объяснению сведения, собранные в первой форме бухбаланса. В пятой форме детально и очень подробно расшифровываются определенные показатели главного документа – баланса. К примеру, это могут быть показатели основных средств, нематериальных активов. Но чтобы понять, что такое форма 5, рассмотрим классификацию балансов.
Классификация и виды балансов
Классификация бухгалтерских балансов предприятий малого бизнеса происходит по нескольким направлениям, они подразделяются на виды. Так, например, относительно времени составления, балансы бывают текущие, ликвидационные, вступительные и т. д. Источники составления делят документы на инвентарные, генеральные, книжные. По объему отраженной информации — единичными, сводными, консолидируемыми. Как видим, в этой документации отображается разная информация, поэтому и форм баланса существует несколько.
Каждая из них может иметь соответствующие дополнения, пояснения к бухгалтерскому балансу. Одно из них – бланк бюджетного приложения 5.
Без приложения – никуда!
В приложениях к документам отчетности предприятий малого бизнеса собирают все самые необходимые виды пояснения, без которых трудно понять, о чем идет речь в основном документе. Виды приложений, которыми пользуются предприятия, бывают разные. Их связь с основным бланком очевидна. Не обойдутся предприятия и учреждения без приложения под номером 5, в котором отображаются основные движения бюджетного документа.
Каждая строчка формы начинается с фразы «Пояснение». Эта форма в полной мере дает всем, кто заинтересован (акционеры, учредители предприятия/учреждения) точнейшую «расшифрованную» информацию бюджетного движения, по которому можно судить о том, в каком финансовом положении предприятие.
Примечательно, что каждая компания сама вправе регулировать объемы расшифровок, которые будут предоставлены в этом важнейшем приложении к бухбалансу.
Какая связь у баланса и приложения 5?
Связь этих двух документов нельзя недооценивать. От того, какие строчки заполняются в основном документе, зависит объем отображенной информации (пояснений) в пятом приложении. Однако в пятой форме могут быть расшифрованы не все строки баланса учреждения, которые состоят из нумерованных чисел. Так, например, бухгалтеры не поясняют в приложении строку, отображающую в балансе «Денежные средства и эквиваленты». Кроме того, не подлежат расшифровке показатели, которые относятся к уставным капиталам, и прибыли, которая не распределяется – они детализируются в других документах и отчетах.
Важно! Если несколько строк приложения остались незаполненными, их лучше вообще удалить. Если же строк не хватает или нужно детализировать еще какую-то информацию, возможно создать поля-дополнения (в виде дополнительных строк).
Разделы пятого приложения
Классификация бухгалтерских балансов на виды разнообразна. Это бланк формы 2, 5, 4 и т. д. Форма 5 отображает данные за период, по которому составляется отчет. Есть здесь и свободные строки, которые предусмотрены для доп. информации, которую бухгалтер считает нужным отобразить.
Форма 5 – своеобразная пояснительная записка к бухгалтерскому балансу учреждения, определенный бланк, который заполняет бухгалтер.
Поэтому свободные данные обязательно совпадают в этих двух документах. Важно, что у всех строк, из которых состоит приложение, есть свои коды. При этом для некоторых строк эти коды установлены государственным законом и не меняются.
Бланк пояснения к бухгалтерскому балансу оформляется и заверяется точно в таком же порядке, как и др. формы бухотчетности. Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из двух основных частей-разделов:
- Активы нематериального характера.
- Главные средства.
Как понятно из самого названия, в первой части расшифровываются нематериальные активы, которые имеются на балансе у предприятия/фирмы/организации/учреждения. В свою очередь раздел включает две таблицы, которые, естественно, имеют связь друг с другом. В первой из них отображаются сведения о поступивших и выбывших активах нематериального характера. Во второй – сведения про амортизационные отчисления. Второй раздел включает информацию про движение и остатки средств в начале и конце периода.
Показатели пятой формы
Приложение к бухгалтерскому балансу для учреждения (бланк) включает такие важные разделы:
- активы нематериального характера;
- основные средства;
- вклады в матценности, что приносят прибыль;
- НИОКР;
- траты по освоению природных ресурсов;
- финвложения;
- дебеторско-кредиторские задолженности;
- обеспечение;
- госпомощь.
Рассмотрим подробнее эти показатели. Итак, в «Нематериальных активах» детализируются нематериальные активы, что подразделяются на виды, даются данные относительно счетов и сумм от начисления амортизации.
В «Основных средствах» можно найти сведения о том, сколько изначально стоят все основные средства, которые «висят» на балансе учреждения. Кроме того, они разбиваются на группы по зданиям/передаточным устройствам/оборудованию и т. д. Раздел этих счетов отображает цену каждого объекта в начале года, сколько затрачено денег на ремонт/содержание и пр.
«Вложения в матценности, что приносят доход со счетов» отображает информацию про имущество и его виды, которое сдано в аренду или прокат, что приносит ощутимый финдоход.
«Расходы НИОКР» содержат информацию относительно 08 счетов по вложениям в активы, которые являются необоротным для учреждения. По ним происходит заполнение соответствующих строк.
«Траты по освоению природных ресурсов» — материальные затраты со счетов, потраченные на то, чтобы разведать месторождения ископаемых, оценить их, произвести испытательные работы по бурению скважин и т. д.
Расшифровка
В «Фин. вложениях» бухгалтер расшифрует финвложения со счетов долгосрочные и краткосрочные. Причем расшифровываются все виды вложений. Несколько строк отведено вложениям в ценные бумаги.
«Финвложения» раскрывает показатели строк-счетов «Долгосрочные фин. вложения», имеет связь с «Краткосрочными фин. вложениями» бухбаланса любого учреждения.
«Задолженность по дебету и кредиту» детально расскажет, сколько и куда фирма/организация должна со своих счетов в начале и конце отчетного периода.
Дойдя до строки «Обеспечения», обратитесь за помощью к забалансовому счету 008, где отражены гарантии, которые организация получила в качестве векселей, имущество, которое находится в залоге. Поможет и счет 009 – гарантии, что выдала организация.
Что касается строк «Госпомощи», то они заполняются только теми организациями, что получают бюджетные деньги. Это субсидии, кредиты, финпомощь.
Соответствие старой и новой форм баланса
Вся документация малого и другого бизнеса рано или поздно устаревает. Приходит время, когда на замену старой нужно использовать новую форму документации малого и среднего бизнеса. Последние изменения в балансовой документации произошли в 2011 году. Как ни прискорбно, но переход к новой форме отчетности всегда болезненный для предприятий, потому как не разработано единой удобной и приемлемой системы (способа) для этого.
Нередко бывает, что строки старой и новой форм баланса просто не совпадают. И тогда бухгалтерам приходится вручную выискивать эти несоответствия и исправлять их. Для упрощения работы составляются таблицы несоответствия строчных кодов новой и старой форм. Посмотреть эти соответствия можно в Интернете.
Вместо заключения
Итак, как видим, приложение к балансу под номером пять является неотъемлемой и очень важной частью отчетности предприятия или учреждения. Связь баланса и приложения к нему очевидна. Именно эта форма детально отображает содержание баланса, детализирует его основные положения и строки, поясняет формы и соответствие активных и пассивных движений, предоставляет информацию про отдельные виды бюджетного движения, относительно пассивных, активных и других обязательств.