Бухгалтерский баланс предприятия – неотъемлемая часть отчетности, которая является одним из основных методов бухгалтерского учета. В любой организации (к примеру ОАО Магнит и ОАО Акконд), по окончанию определенного временного периода, например в конце года, составляется такой баланс. На основе этого отчета принимается большинство управленческих решений в организации.
Поэтому важно не только уметь его составлять, но и правильно его читать и делать выводы из увиденного. Далее мы подробней рассмотрим сущность баланса и его роль в жизни каждого предприятия, такого как ОАО Магнит или же Акконд.
Сущность понятия бухбаланс
Коротко баланс организации (ОАО Магнит, Акконд и др.) можно охарактеризовать как фотокарточку, на которой просматриваются все ресурсы предприятия, прослеживаются пути их возникновения. Пример важности этого документа заключается в том, что заполненный образец в конце определенного периода, например, года, лучшим образом позволит понять картину происходящего на предприятии, как в целом, так и по отдельным группам.
Настоящий профессионал, изучив пример этого документа, поймет все нюансы деятельности организации, а в некоторых случаях даже сможет оценить, насколько эффективно работают менеджеры данного предприятия.
Документ этот характеризует определенный этап деятельности организации (ОАО Акконд, Магнит):
- за три месяца;
- полгода;
- год;
- 3 года.
На данный момент именно этот документ является важным для организации, которая стремится выйти на международный рынок, привлечь инвесторов, то есть для всех компаний и предприятий. Поскольку в противном случае, без таких стремлений, нет смысла в деятельности вообще. Этот документ, пример которого должен находиться в открытом доступе, позволяет обеспечить прозрачность информации о финансовом состоянии дел организации (ОАО Магнит, Акконд), чего и требует мировая деловая общественность в наше время.
Роль баланса в деятельности предприятия
Бухбаланс – пример незаменимого документа. Анализируя это важнейший документ, делают выводы о том, насколько эффективны методы применяемые руководством организации для ее дальнейшего развития. По данным баланса можно судить о том, насколько способны руководители предприятия (например, ОАО Магнит или Акконд) не только сохранять подконтрольные им ресурсы, но и приумножать их в течение года.
Анализируя пример этого документы, можно сделать выводы о том, насколько платежеспособна организация в данный момент, спрогнозировать ее дальнейшее финансовое развитие, понять, не грозит ли ей банкротство. А если угроза финансовых затруднений все-таки существует можно вовремя принять меры по их предотвращению.
Потенциальные инвесторы, кредиторы рассматривая пример такого документа могут увидеть как использовались финансовые ресурсы в прошлые года, и на основании полученных результатов могут сделать вывод о том, стоит ли вкладывать свои ресурсы в это предприятие в дальнейшем. Изучается бухбаланс одновременно с отчетом об убытках и прибылях, что дает возможность получить более полную картину происходящего.
Классификация баланса для предприятий
Существует несколько видов классификации бухбаланса для организации (Магнит или любой другой). Одна из таких классификаций – временная. Основываясь на сроках составления этого документа, выделяют вступительные, текущие, промежуточные, разделительные и соединительные, ликвидационные и санируемые бухбалансы.
Вступительный составляется в тот момент, когда предприятие только начинает свою деятельность. С этого момента также начинается и ведение хозяйственного учета организации, независимо от периода года. Вступительный в свою очередь также подразделяется на два подвида – создаваемый для новых организаций и для тех, которые образовались на правах преемственности уже существовавших ранее.
В первом варианте в документе фиксируется уставной капитал, имущественные обязательства и т.д. А во втором документ может быть идентичным ликвидационному. Вступительный бухбаланс также составляется и в случае приобретения предприятия на аукционных торгах.
Текущие варианты балансов составляются на протяжении всего года. Они, в свою очередь, также разделяются следующим образом:
- начальные;
- промежуточные;
- завершающие.
Первые и третьи составляются в начале и конце года соответственно. Максимальный объем данных о состоянии дел предприятия (Магнит или другой организации) дает конечно же заключительный баланс.
Другие виды баланса
Рассмотрим такое явление как санируемый баланс. Этот документ составляется в крайних случаях. Необходимость в нем возникает, когда организации грозит банкротство и необходимо срочно принимать решение – ликвидировать предприятие или же принять меры и убедить кредиторов предоставить на определенное время отсрочку. Составляется этот документ незаинтересованными лицами – аудиторами.
Именно они и должны в итоге дать оценку реальной картине происходящего в организации, составить план возможных мер, направленных на улучшение ситуации, и вообще сказать, возможен ли выход из создавшейся ситуации.
Разделительный бухбаланс составляется, как понятно уже из названия, в ситуациях, когда корпорация разделяется на несколько не таких крупных.
Соединительный баланс напротив составляется в случаях, когда более мелкие организации сливаются в одну. Ликвидационные балансы составляются при закрытии компании. Составляют их в начале периода ликвидации, в процессе ликвидации и в финале.
Откуда берут данные?
При составлении такого документа для предприятия могут использоваться различные источники: данные инвентаризации, главной книги счетов и статистические данные. В зависимости от количества информационных данных балансы еще разделяют на единичные, сводные и консолидированные.
Первый вид показывает картину происходящего в одной организации (например, предприятия Магнит). Второй документ составляется различными министерствами на основе данных по одной конкретной отрасли. В третьем документе отображают информацию о деятельности основной компании и дочерних, а также проводятся некоторые корректировки. Например, делают выводы о том, какой была бы картина, если бы дочерних предприятий не существовало.
Все из вышеперечисленных видов бухбалансов играют свои роли и выполняют определенные функции. Необходимость их составления зависит от конкретных обстоятельств в определенное время отчетного года. Для составления подобных документов необходимо обладать глубокими знаниями в этой сфере.
Из чего же состоит документ?
Скорей всего каждый человек, даже далекий от бухгалтерии, знает, что баланс любого предприятия, такого как Магнит, состоит из двух основных разделов – активов и пассивов, которые в свою очередь также разделяются на подкатегории. Говоря простыми словами, активы по своей сути отражают все имущество, которым на конкретный период года владеет та или иная организация. Пассивы же показывают источники этих средств, то есть откуда они появились у предприятия.
При составлении бухбаланса придерживаются определенных правил, которые помогают лучшим образом проанализировать имеющуюся картину. Так, например, при составлении таблицы вначале перечисляются основные средства, которые имеют наименьший показатель ликвидности, далее следует расположить более ликвидные товары, и в конце уже идут непосредственно денежные средства.
Что касается пассивов, то их отображение в таблице зависит от срочности возврата. И располагают их по мере увеличения этого показателя.
Статьи активов
Активы в бухбалансе разделяются на две основные категории – оборотные и внеоборотные. Внеоборотные также в свою очередь принято разделять на следующие категории: финансовые вложения, нематериальные активы и основные средства. Оборотные же подразделяют на: запасы, финансовые вложения, денежные средства и дебиторские задолженности. Рассмотрим каждый из этих пунктов по отдельности.
С финансовыми вложениями все максимально просто. К ним относят все средства, которые были инвестированы в различные организации, а также займы другим предприятиям на срок более года. К нематериальным ресурсам относят различные патенты, торговые знаки, также расходы, связанные с организационной деятельностью, интеллектуальную собственность и плюс к этому всему репутацию предприятия в деловом мире.
В категорию основных средств входят оборудование, машины, участки земли, находящиеся во владении предприятия, природные объекты и незавершенное строительство. В некоторых случаях незавершенное строительство выносят в отдельную статью.
Запасы – часть оборотных активов – отображают резервы сырья, топлива, необходимых комплектующих, отгруженные, но еще не оплаченные товары, будущие расходы, быстроизнашивающиеся средства.
К статье дебиторских задолженностей относят выданные авансы и различные задолженности предприятию. Финансовые вложения – это займы выданные другим предприятиям на период меньше чем двенадцать месяцев. Денежные ресурсы включают в себя расчетные и валютные счета и другие средства.
А что же с пассивами?
Если активы разделяются на два раздела, то пассивы на три – резервы и капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства.
В категорию капитала и сбережений включают уставной, резервный и добавочный капитал, а также нераспределенную прибыль. В подразделе уставного капитала отображаются средства, которые были инвестированы на начальном этапе существования компании. Добавочный капитал – средства, которые появились в результате переоценки имущества, средства, полученные на безвозмездной основе, а также эмиссионные доходы.
Резервы состоят из средств образованных по законодательству и в соответствии с уставными документами самого предприятия. Эти средства предназначены для покрытия возможных убытков. Нераспределенная прибыль – это аккумулированные средства, которые используются как внутренний генератор финансирования.
Долгосрочные обязательства включают в себя различные задолженности корпорации, срок погашения которых составляет более двенадцати месяцев. Также в этой статье отображаются и налоговые обязательства, отложенные на определенный период. И еще в этой же статье отображаются обязательства, которые невозможно отнести к другим разделам.
Еще один вид обязательств в бухбалансе
В этой части бухбаланса отображаются кредиты и займы, погасить которые необходимо в течение двенадцати месяцев с момента их получения. Помимо этого сюда же относят и кредиторскую задолженность организации. В эту статью могут включаться такие пункты как:
- Денежные обязательства перед подрядчиками или же поставщиками;
- Обязательства перед своими сотрудниками – то есть зарплата уже насчитана, но еще не выдана;
- Не перечисленные обязательные отчисления в ПФР, на страховое и медицинское обеспечение сотрудников;
- Налоговые задолженности.
К этой же статье баланса относятся и так называемые будущие доходы, например арендная плата, выплаченная наперед. Тут же отображаются и будущие обязательные расходы, такие как на оплату отпускных, на необходимые ремонт оборудования.
В идеальном варианте статьи пассивов и активов должны находиться в равенстве.