Image default
Бухгалтерия ИП

Форма и структура бухгалтерского баланса на основании новых показателей

Основным компонентом бухгалтерского учета (фиксирующей отчетности), который должен в том или ином виде вестись во всех организациях, является баланс. С его помощью осуществляется отражение всей хоздеятельности компании за конкретный период времени.

На основании фиксирующего баланса дается оценка успешности фирмы за отчетный период. Поэтому важно сохранять порядок составления бухгалтерского баланса, а также выполнять все обязательства относительно ведения такого учета.

Что это за баланс?

Фиксирующий баланс (ФБ) можно рассматривать как главную форму отчетности предприятий. Это важный документ, форма которого представляет пару сводных таблиц. В них определенным образом заносится информация касательно имеющегося у организации наличного имущества, ее общей прибыли, а также долговые обязательства. Благодаря своей наглядности, такая форма неслучайно была выбрана для отражения наиболее важных данных о компании.

Отражение активов в бухгалтерском балансе

Сведения, что отражаются в этой таблице, приводятся за определенные сроки работы предприятия. Поэтому баланс рассматривается как официальный документ финансового содержания, обязательства по оформлению которого лежат на всех компаниях, открытых или имеющих своих представительства на территории России.

Подается документ в ФНС. Если баланс не предоставляется, то работа предприятия может быть приостановлена.

Обычно показатели, что отражаются в балансе, подаются структурой за календарный год. Однако существует возможность оформления документации за иные отчетные периоды.

Нюансы компоновки

Формирование баланса ведется по специальному алгоритму. Стоит знать, что форма для этого документа прописана в законодательной базе. Поэтому структура бухгалтерского баланса и обязательства по его оформлению четко прописаны в соответствующих законах. Следовательно, наличие в таблице ошибок или неверно указанных показателей негативным образом скажется на работе предприятии, а также на его взаимодействии с контролирующими инстанциями.

Что такое фиксирующий бухгалтерский баланс

Форма баланса состоит из двух главных подразделов:

  • Актив. Часть активы несет в себе информацию о том, каким имуществом владеет фирма. Активы отображают все имущество фирмы, которым она пользуется в своей деятельности. Активы в документе распределены по своему расположению, а также структуре;
  • Пассив. Указанный в данной части пассив представляет собой ресурсы компании. Пассив, также как и активы, отражаются по разделам специальным образом (по источникам).

Показатели документа (пассив и активы) должны вноситься в него должным образом. Для оформления баланса используется форма 1 или 0710001. Именно так правильно называется документ в нормативной базе.

Особенности оформления

Компании, работающие в пределах РФ, в обязательном порядке должны оформлять ФБ вне зависимости от системы налоговых отчислений. Однако из-за того, что их деятельность может быть классифицирована по самым разнообразным параметрам, форма документа может иметь простой или полный вариант оформления.

Естественно, что многие предприниматели стремятся облегчить себе фиксирующую отчетность за счет использования простой формы составления ФБ.

Какой должна быт форма бухгалтерского баланса

Однако простая форма разрешена только тем юрлицам, что соответствуют следующим требованиям:

  • доля уставного капитала, находящаяся под их контролем, не должна превышать 25%;
  • число принятых в штат сотрудников не должно быть более 100 человек;
  • конечная выручка, полученная предприятием, не должна превышать отметку в 400 тыс. р.
Читайте также:  Контур бухгалтерии для ИП на дому - сопровождение

Юрлица, которые не отвечают этим требованиям, имеют обязательства по оформлению ФБ в полной форме. Для этого используется Форма 1.

Для чего составляется баланс

Любой документ, который оформляется в ходе отчета о выполненной работе, выполняет определенные функции и несет особый смысл. Функции бухгалтерского баланса таковы:

  • Документ служит признаком юрлица. Он отражает концепцию собственнической обособленности конкретного хозсубъекта. Таким образом отображается экономико-правовая функция ФБ;
  • Документ является источником сведений о собственническом состоянии фирмы. Благодаря ему можно понять, каким капиталом оперирует партнер (его активы и пассив). Содержание этого документа всегда включает наиболее важные показатели для оценки компании. Это информационная функция ФБ;

порядок составления бухгалтерского баланса

  • Документ отражает обязательства организации. Также ФБ дает понять, сможет ли фирма в ближайшее время выполнять свои обязательства перед инвесторами, клиентами и деловыми партнерами. Это удостоверяющая функция ФБ;
  • Документ отражает финансовые итоги компании за конкретный целевой период в форме укрупнения объема собственного капитала. На основании показателей (пассив и активы), что отражаются здесь, ФБ дает возможность проанализировать успешность действий фирмы. Это аналитическая функция ФБ.

Структурные подразделения

Как уже отмечалось, ФБ, составляемый в ходе подготовки фиксирующей отчетности, состоит из двух подразделов: активы и пассив. Эти показатели отражаются в обособленных частях документа для лучшего восприятия.

Каждая часть ФБ (активы и пассив) содержит строки, где отражаются определенные показатели.

В конце целевого периода эти строки содержат показатели, чье значение отлично от нуля. Таким образом отражаются пассив и активы.

Какие функции выполняет бухгалтерский баланс

Левая часть документа называется Активы. Они в ФБ имеют свои строки. Они несут в себе анализ активов фирмы, а также ее имущества. Это ее основное содержание. Строки, которые отражают пассив, имеют содержание, в котором указаны долги компании. Также здесь приведены обязательства предприятия.

Правильным оформленным считается тот баланс, у которого соблюдается равенство активы = пассивы. Это называется валютный баланс.

Имущественная составляющая ФБ

Строки, что отображают содержание активов компании, включают в себя следующие его показатели:

  • основные собственнические средства. Сюда не включаются те средства, которые предприятие арендует;
  • активы нематериального плана. В перечень показателей, которые здесь отражаются, входят товарные знаки и исключительное права (даются, например, на программное обеспечение), а также иные результаты интеллектуальной собственности, что есть во владении у компании;
  • финансовые инвестиции, что нужно вернуть более, чем через год. Они оформляются по строке 1170;

Методы оценки статей бухгалтерского баланса

  • различные внеоборотные активы;
  • запасные материалы, что пока не использовались в производстве. Сюда же относятся еще не сбытые готовые изделия и/или товары. Здесь же отражаются незаконченные виды работ;
  • НДС, оформленная по строке 1220;
  • задолженность дебиторского типа;
  • финансовые инвестиции по строке 1240;
  • средства компании, которые имеются на ее счетах и в кассе.

Отражение пассивов

Второй частью ФБ является пассив. Он отображает обязательства компании и ее долги. Сюда относятся следующие показатели:

  • уставный капитал. Его объем оговорен в Уставе юрлица;
  • остальные виды капиталов;
  • прибыль, что не была распределена и не востребована. В случае получения убытка, показатель дается в скобках;
  • кредиторский долг. Он отображает все имеющиеся у фирмы долги;
  • долгосрочные обязательства. Здесь отображаются расходно-займовые операции, срок выполнения которых предполагается через год и более;
  • доходы для будущих периодов. Отражают потенциальный объем доходных поступлений, что будут учтены в рамках прибыли компании через какое-то время.
Читайте также:  Как ведут домашнюю бухгалтерию и отчетность ИП при УСН?

Отражение пассивов в балансе

Эти параметры отображаются с правой стороны таблицы.

Форма ФБ должна включать все эти показатели. На их основании осуществляется одна часть анализа функционирования структуры фирмы за интересующий период. Ведь специалист анализирует как старые, так и новые показатели, полученные за аналогичные целевые периоды.

Порядок формирования ФБ

В законе строго прописан порядок составления бухгалтерского баланса. Он введен для того, чтобы компании понимали алгоритм своевременной и правильной подготовку документа. Перед составлением ФБ выполняются все нужные для его оформления фиксирующие записи на счетах (аналитические и синтетические). Также обязательно выполняется проверка правильности их заполнения. Помимо этого оформляются все первичные документы.

Стоит отметить, что порядок оформления ФБ не предполагает выполнения расшифровок приведенных строк. Любая компания в праве самостоятельно решить, каким форматом будут отражаться приведенные показатели (например, на отдельной строке). Такая методика составления бухгалтерского баланса позволяет уменьшить объем таблицы и сделать документ более структурированным.

Методика составления бухгалтерского баланса

Только после того, как основа для ФБ готова, специалист приступает к формированию самого документа согласно приписанной технике составления.

Техническая сторона ФБ

Техника составления бухгалтерского баланса являет собой общность всех требуемых фиксирующих операций. Она предполагает выполнение следующего алгоритма:

  • инвентаризационная опись, которая выполняется каждый год;
  • компоновка итоговых остатков по всем счетам фиксирующей отчетности. Выполняется на конец целевого периода. Оформляется в виде главной книги или оборотной ведомости;
  • выполнение процедуры изучения особенности составления показателей, что обязан содержать документ;
  • составление статей баланса.

Как видим, техника составления бухгалтерского баланса включает в себя достаточно объемные процессы. От правильности их выполнения напрямую зависит наличие или отсутствие в балансе ошибок или неточностей. Поэтому техническая сторона вопроса в данном случае играет очень важную роль и за правильностью ее выполнения специалисту необходимо внимательно следить.

Методы оценки пунктов ФБ

Помимо техники составления, существуют еще и методы оценки статей бухгалтерского баланса. Правила выполнение таких методов прописаны в ПБУ 4/99.

Из чего состоит бухгалтерский баланс

К ним относятся:

  • сведения, что приводятся в документе на начало целевого периода. Они должны обязательно сопоставляться с информацией за предшествующее время. При этом должен осуществляться учет выполненных изменений или реорганизации, связанной с использованием ПБУ 1/08;
  • в документе недопустим зачет между категориями пассивы/активы и убытки/доходные поступления. Исключение может быть только при наличии такой потребности и в строгой соответствии с правилами ведения фиксирующей отчетности;
  • оценка определенных статей отчетности ведется согласно соответствующим положениям (например, ПБУ 1/2008, ПБУ 21/2008);
  • статьи ФБ, которые были составлены за год, непременно должны удостоверяться и обосновываться итогами обязательств, а также инвентаризацией активов.

Заключение

Заполнение ФБ должно вестись специалистами, которые обладают для этого всеми необходимыми знаниями. Поскольку этот документ считается одним из наиболее важных в фиксирующей отечности предприятий, допущенные ошибки могут стать причиной серьезных проблем. Поэтому в обязательном порядке должен соблюдаться порядок оформления баланса, а также техника его составления.

Как оформлять бухгалтреский баланс

Использование нужных методов оценки позволит специалисту правильным образом составить документ, подведя итоги работы организации за отчетный период.

Часто читают:

Оставить комментарий