Под финансовым контролем подразумевают действие специалистов соответствующих органов, направленные на организацию проведения проверки, цель которой – проследить, выполняются ли на том или ином предприятии законодательные требования, касающиеся финансовых вопросов.
Определение и краткая характеристика
Некоторые источники юридического направления подают другое понятие. По убеждению правоведов, различные формы финансового контроля являются еще и стадией регулирования финансов. Оба понятия, как первое, так и второе, являются верными. И сейчас мы это докажем. Для начала давайте сделаем небольшой анонс нашей статьи.
Помимо определения понятия финансового контроля, нам необходимо выяснить, какие его виды различают. Ставим перед собой цель сделать максимально полную характеристику всех возможных форм, видов контроля. Также рассмотрим вопросы, на которые обычно (незаслуженно, по нашему мнению) обращают очень мало внимания (если вообще обращают):
- нюансы планирования денежных ресурсов на предприятиях,
- моменты заключения контракта с экспертными структурами (разумеется, независимыми, никак не государственного характера) которые созданы для обеспечения финансовых проверок.
Но давайте про суть планирования и условия вышеназванного контракта поговорим несколько позже. Как и о том, что в принципе собой представляют финансовые планы, утверждаемые в форме закона. А прямо сейчас займемся основными вопросами.
Кто осуществляет контроль
Организация обеспечения проведения финансового контроля может быть осуществлена различными органами (как государственного, так частного и общественного характера). Безусловно, если говорить об услугах коммерческих, независимых фирм, нельзя не упомянуть о заключении контракта между ними и организациями, которые являются объектами для проведения проверок.
Так кто же конкретно вправе контролировать процесс управления финансами на предприятиях (в организациях, учреждения)?
Начнем с государственного контроля. Данная процедура вполне может быть компетенцией властей (правительства, парламента, лично президента).
Проводится она по предварительному письменному оповещению предприятия, без какого либо документального урегулирования сотрудничества (заключения контракта и тому подобного). Целью государственного контроля принято считать регулирование доходной части, а также рациональный расход государственного денежного ресурса.
Право на аудит
Работники, которые являются подчиненными какого-либо ведомства, любого из отделов министерства, могут осуществлять ведомственные аудиты.
Имеют право проведения проверок финансовой деятельности организации не государственного, а коммерческого характера. Как упоминалось ранее, для сотрудничества с ними обязательно наличие контракта. В отличии от государственного контроля, аудиторские фирмы (либо частные лица – аудиторы) осуществляют проверки по запросам, а не в обязательном порядке.
Безусловно, их услуги стоят немалых денег (вопрос оплаты в обязательном порядке прописывается в одном из пунктов контракта). Но дальновидный руководитель понимает, что легче по условиям контракта заплатить гонорар аудитору, чем понести более значительные убытки в результате неправильной финансовой организации, планирования, либо платить штрафы за нарушения, обнаруженные в ходе государственного финансового контроля.
Также с целью оценки (и грамотного дальнейшего планирования) финансово-хозяйственной деятельности предприятия возможно применение внутрифирменного контроля. Осуществление проверки не принадлежит к компетенции ни государственного контроля, ни независимого. Следовательно, о заключении контракта на сотрудничество речь не идет. А все потому, что функция обеспечения проведения контроля внутри фирмы лежит на ее экономических службах (исполнительными лицами являются штатные сотрудники). Нередко такой контроль осуществляется накануне государственного, ведомственного или независимого аудита.
Финансовые проверки
Различают также правовые, гражданские, общественные финансовые проверки. Правовые обычно связаны с различными судебно-бухгалтерскими экспертизами. Источники гражданских – отсутствие высшей степени доверия руководству (если работник, к примеру, считает, что ему неверно выплатили заработную плату, какую-нибудь компенсацию и так далее).
Конечно же, подобные виды контроля также не подразумевают наличие никакого контракта.
Цель обеспечения общественного контроля – следить за своевременностью различных социальных выплат, проверять, учитывают ли руководители социальные гарантии для работников в процессе планирования расходов денежных ресурсов. Осуществляются неправительственными общественными организациями, такими, как средства массовой информации, профсоюзы и т. д.
О случаях, когда для аудиторской проверки необходимо заключение контракта, мы поговорили. Теперь нужно разобраться в системе финансового планирования (или планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия). Зачем она нужна и нужна ли вообще. Если не будет планирования, работа предприятия, фактически пущенная на самотек, не принесет желаемой прибыли. В лучшем случае. Хуже, если предприятие станет вовсе нерентабельным, как следствие – даже банкротом.
Внешние факторы
Среди особенностей планирования финансово-хозяйственной деятельности – не только постановка задачей, целей деятельности, но и учет, анализ внешних факторов, влияющих на результат. Другими словами, финансовые планы, к которым «привязаны» источники финансирования – своеобразная экономическая карта пути, по которому будет следовать предприятие. Моменты планирования, как и их соответствие с итоговым результатом, следует отметить, также учитываются лицами, осуществляющими финансовый контроль.
Другие виды контроля
Существуют виды проверок, зависящие от времени, от того, с какой периодичностью они производятся. Их делят на предварительные, текущие и последующие. Предварительные осуществляют на этапе планирования хозяйственно-финансовых программ, текущие – в процессе исполнения, а последующие, несложно догадаться, – когда заканчивается отчетный период.
Зависимо от того, в каких сферах деятельности будут осуществляться финансовые проверки, их разделяют на:
- налоговые,
- бюджетные,
- валютные,
- кредитные,
- страховые,
- таможенные.
Теперь вы знаете какие виды финансового контроля существуют, как и кем он осуществляется. Вам известно, что независимый аудит производится только при наличии контракта, исключительно на гонорарной основе. Единственное, о чем мы забыли упомянуть – это о применении мер воздействия после проведенных проверок.