Организация любого бизнеса на территории РФ всегда сталкивается с необходимостью ведения отчетной фиксации (бухгалтерской и налоговой). Важное место в отчетной фиксации занимают бухгалтерские счета (БС), которые используются для отражения нужной информации. Поэтому любой бухгалтер должен уметь работать со счетами. Эта статья расскажет о том, какие существуют основные виды счетов бухгалтерского учета, а также распишет тонкости работы с ними.
Описание БС
Занимаясь ведением документации предприятия, бухгалтер должен понимать, что представляет собой БС, какова его характеристика, баланс и прочие не менее важные моменты. Эти знания помогут правильно работать со счетами и выполнять все возложенные на него функции.
БС являет собой инструмент для систематизации и группировки сведений, содержащих экономически-хозяйственные данные о предприятии. Эта информация позволяет вести надлежащий контроль.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета разработана чтобы определять порядок ведения, а также главные методические принципы бухучета. В этой инструкции раскрыта характеристика, структура и назначение всех видов БС, отражающих проводимые хозоперации.
В методологии бухучета счетам отводится важная роль, ведь посредством них разрешается вопрос двойственного отображения сведений, проведения их систематизации и накапливания. На БС данные записываются посредством метода двойной записи (МДЗ).
БС — это накопитель информации. Данные после отображения обобщаются и используются для формирования разнообразных сводных коэффициентных индексов в отчетности. Строение такой отчетности может носить разнообразную форму (например, таблица).
Структура БС
Бухсчета имеют свое строение, которое позволяет специалисту быстро и эффективно использовать отраженную в них информацию. Их строение представлено в табличном формате. Эта таблица двусторонняя:
- Левая (дебет). Строение здесь простое – она обозначается как «Д-т».
- Правая. Она называется кредитом. Строение — обозначается как «К-т».
БС соответствующего типа заносятся либо в левую, либо в правую половину. В таблице заносится маркировочное обозначение объектов фиксации. Они, к примеру, отражаются как «Уставный капитал», «Основное производство» и т.д. Посредством БС происходит отображение количественного и стоимостного эквивалента проводимых хозопераций.
В фиксирующей отчетности с целью отображения остатков на БС используется сальдо. На старте отчетного срока в начале осуществления операции сальдо обычно носит обозначение Сн. В конце операции, когда наступает конец отчетного срока, параметр обозначается как Ск.
Разнообразие счетов бухучета
В фиксирующей отчетности все используемые БС можно поделить на два вида:
- Активные. На них учитываются разнообразные формы и наличие имущества, его состав и движение. Они обладают исключительно дебетовым сальдо.
Пассивные. На них учитываются происхождение сформированной собственности, ее перечня, наличия и движения. Также здесь отражаются обязательства. Остаток здесь исключительно кредитовый.
От вида БС зависит схема его записи.
Кроме них выделяют еще такие виды, как калькуляционные, дополнительные, контрарные, регулирующие, бюджетно-распределительные и т.д. Все они имеют свое строение, а также форму записи и отображают сведения разного плана.
Классификация БС
Также существует классификация счетов бухгалтерского учета. Она разделяет счета по таким параметрам, как структура и назначение. Однако типизация не связана с определенными экономическими показателями, приводимыми здесь. Она нужна для отображения нюансов назначения и построения БС в существующей информационной системе фиксирующей отчетности.
Каждая группировка отражает общие черты сальдо с оборотами, которые характерны для отдельных групп счетов.
По структуре и назначения счета могут подразделяться на 5 главных групп:
- Главные или основные. Они обеспечивают ведение учета и дальнейшего контроля над имеющимся имуществом компании, а также его перемещением и пр. Виды основных БС: фондовые, инвентарные и расчетные;
- Регулирующие. Они созданы с целью согласования оценки контролируемых объектов, что содержатся на главных БС. Они могут подразделяться на контрарные, дополнительные, контрарно-дополнительные;
- Операционные. Виды: распределительные, калькуляционные и сопоставительные. Нужны для контролирования и фиксации проводимых хозпроцессов;
- Финансово-результатные. Нужны для калькуляции окончательного итога финансовой работы фирмы;
- Забалансовые. Применяются при фиксации имущества, которым фирма оперирует, но не обладает им. Также на забалансовых БС отображается мониторинг собственности, что находится у компании на хранении. Здесь же фиксируются проведенные хозоперации, не влияющие на баланс или на итог работы организации. Однако такие операции нуждаются в специальном контроле. Их баланс отражается в специальных приложениях.
Связь счетов с балансом
Баланс в бухучете является специальным способом группировки, а также обобщенного отражения любых источников, включая хозсредства и их формирование в денежном эквиваленте. Баланс разрабатывается к определенной дате.
Баланс имеет структуру двухсторонней таблицы. Подобный баланс имеет две части:
- Левая сторона или актив. Она несет в себе информацию относительного размещения, состава, а также задействования имеющихся хозсредств.
- Правая сторона или пассив. Она содержит сведения обо всех источниках хозсредств, имеющихся у организации.
Важной особенностью баланса является равенство итогов между левой и правой стороной. Эта величина получила название валюта баланса.
Проведенная хозоперация любого формата вызывает изменения. Она бывает четырех типов:
- Первый – операции, которые имеют связь с размещением хозсредств, а также любыми изменениями их состава. Баланс валюты для них неизменен.
- Второй – операции, которые обладают связью с изменением перечня источников, существующих для хозсредств. Здесь также не происходит изменения.
- Третий – операции, имеющие связь с увеличением средств компании. В этом случае наблюдается увеличение на сумму проведенной хозоперации.
- Четвертый – операции, которые обладают связью с уменьшением средств организации. Здесь баланс станет снижаться на объем проведенной хозоперации.
В оборотной ведомости за месяц приводится обобщенный учет сведений. Этот раппорт является сальдово-оборотным сборником по всем существующим БС организации. В оборотном раппорте для всех БС в начале месяца сальдо-дебет обязано равняться изначальному сальдо-кредиту. Так баланс получает тождество линии пассив-актив, которое приходится на начало месяца.
При этом по дебетному параграфу месячный оборот для всех БС должен равняться обороту по кредитному параграфу. Таким образом для БС берется метод двойной записи (МДЗ). Он предполагает, что для всех БС итоговое сальдо-дебет также должно быть эквивалентно итоговому сальдо-кредиту, так как это будет новый баланс.
Роль МДЗ
Как было выяснено, изменения, вызванные хозоперациями, в фиксирующем балансе принимают двойственный характер, что приводит к затрагиванию двух его статей или двух взаимосвязанных объектов. Из-за того, что БС отображают движение, положение и структуру тех же объектов, что содержаться в единице отдельной хозоперации, они выражаются минимум в двух смежных корреляционных счетах и имеют одинаковую сумму.
В результате можно заключить, что на БС происходит регистрация хозопераций, что фиксируются по дебету и кредиту в равнозначной сумме на связанных счетах. Следовательно, МДЗ по хозоперациям отражает адреса связей, существующих между имеющимися БС.
Подобная связка обозначается термином «корреспонденция счетов». Сами счета, применяемые при МДЗ, получили название корреспондирующие.
Корреспонденция счетов (КС) представлена математическим содержимым МДЗ. В простом виде она состоит из:
- описания хозопераций;
- кредитуемого БС;
- дебетуемого БС.
Каждый компонент КС проявляется конкретной величиной. Таким образом, БС приводятся в формате числового кода или номера. Сама же суть проводимой операции отображается посредством номера и суммы. Следовательно, любая хозоперация обладает собственным порядковым номером, что присваивается при внесении ее на конкретный счет.
В ходе учетной регистрации осуществляемых хозопераций происходит дублирование для того, чтобы была возможность их демонстрировать и контролировать в хронологическом выражении. Данная процедура представляется как совершившийся факт. Затем она в системной регистрации дублируется по КС в форме разноски операций. При этом проведенная регистрация имеет подтверждение в виде реальных документов.
Разноска операций и МДЗ
В системной регистрации осуществляемых хозопераций на БС они отображаются как разноски операций. При этом их суть не вносится. Вместо этого используется ссылка, которая дается на номер, присвоенный конкретной хозоперации. Это дает возможность в процессе их разноски по счетам выражать их в едином денежном формате измерения.
МДЗ здесь предоставляет информацию, которая имеет тройное содержание:
- данные, которые характеризуют векторы движения фиксирующихся объектов;
- сведения, которые отражают изменения в объектах учета;
- информация, которая отражает выполняемые хозяйственные процессы.
В фиксирующей отчетности практика применения МДЗ дает возможность не только обеспечивать надлежащую информативность, но и проводить проверку достоверности выполняемых хозопераций. Также благодаря ей можно отслеживать верность отображения коопераций в системе БС. Это возможно благодаря проведению сличению записей кредитово-дебетового оборота, а также остатков по БС.
Здесь для правильного ориентирования стоит руководствоваться постулатами Луки Пачоли:
- Сумма получаемых дебетовых сальдо всегда должна быть равнозначна сумме кредитовых сальдо в выбранной системе счетов. В результате получается балансовое равенство.
- Сумма имеющихся дебет-оборотов всегда обязана быть равнозначна сумме кредит-оборотов в выбранной системе БС. Это возможно, благодаря использованию МДЗ.
Если необходимые равенства (сальдо и в оборотах) не получаются, значит в учете закралась ошибка, допущенная в ходе регистрации сведений по БС.
Заключение
Бухучет и методы, применяемые в нем для ведения и контроля важных сторон осуществляемых хозопераций, позволяют исключить появление ошибок. Немаловажную роль в данном вопросе играют понятия БС и КС, а также соответствующая методология — МДЗ. Если при расчетах появляется несоответствие, это свидетельствует об ошибке. Любой бухгалтер должен знать ориентиры, которые служат проверкой правильности ведения документооборота предприятия.