Image default
Бухгалтерская отчетность

Форма и техника бухгалтерского учета: журнально-ордерная и простая

Финансовая отчетность – основа любой организации. Капитал, активы, пассивы, долгосрочные и краткосрочные обязательства и другие финансовые инструменты подлежат бухгалтерскому учету. Известно, что ведение бухгалтерской отчетности ложится на плечи бухгалтерского отдела предприятия. Считается, что от того, как будет выполняться эта работа на предприятии, зависит финансовое лицо компании.

Зачем нужен бухгалтерский учет?

Ведение бухгалтерского учета является элементом управления. Оно выполняет такие задачи:

  • показывает руководителю настоящее положение дел;
  • формирует информацию, необходимую для построения стратегии управленческого процесса;
  • дает общую оценку эффективности юридического лица;
  • предотвращает возможность банкротства или ликвидации;
  • помогает избежать проблем с налоговой инспекцией.

Понятие формы бухгалтерского учета

Перед тем, как непосредственно перейти к существующим формам бухучета, необходимо иметь общее понятие о формах бухгалтерского учета.

Какие существуют формы бухгалтерского учета

Структурно форма бухучета включает в себя следующие элементы:

  • набор учетных регистров (образцы документов, что ведет бухгалтер);
  • взаимосвязь всех учетных регистров (как данные одного документа отображаются в другом);
  • установленная последовательность и методы регистрации информации, что подлежит учету.

Словом, форма бухгалтерского учета – установленный порядок, что сочетает разные виды регистров, предопределяющих методы и технологию систематизации сведений про хозяйственные операции предприятия.

Понятие регистра

Регистры и формы бухгалтерского учета выполняют задачу систематизации и сбора данных, предназначенных для отражения в бухгалтерских документах за определенный период времени.

Ключевые принципы составления финансовых документов:

  1. объективность – от документов требуется отображение реальной ситуации;
  2. соответствие – расходы по будущим операциям указываются как издержки производства;
  3. разумность – бланки строгой отчетности оформляются без лишней информации, что утрудняет восприятие;
  4. консерватизм – вносятся только тщательно обоснованные показатели.

Зачем нужен регистр бухучета

Следует обозначить, что учетный регистр – это счетная таблица определенного вида, что отображает данные об имуществе и источнике его формирования. На счетах бухучета регистры показывают хозяйственных операции, что были произведены.

По внешнему виду регистры бывают следующие:

  • книга – регистр с множеством граф, что ведется журнально;
  • карточка – имеет вид бланков, отпечатанных как таблицы;
  • свободный лист – аналогичен карточкам, но изготавливаются на более тонкой бумаге;
  • машинный носитель – заполняются программами с определенным алгоритмом.

Достоверность данных и правильность их внесения в любой вид регистра – задача лиц, составивших и подписавших их. Хранение этих документов требует усиленной защиты, чтобы у других лиц не было возможности внести несанкционированные исправления.

Читайте также:  Учет материалов и товаров в бухгалтерских учетах

Книга учета бланков строгой отчетности

Книга учета бланков строгой отчетности – документ, что обязателен для юридических лиц, зарегистрированных в законном порядке, а также ИП, что ведут свою деятельность без кассовых агрегатов. В книгу обязательно вписываются данные о приходе, возврате или списании бланков строгой отчетности.

Журнал учета бланков строгой отчетности

Форма 0504045 была утверждена приказом Минфина России. Унифицированный образец был разработан Министерством в 2015 году, чтобы упорядочить бухучет в учреждениях государственной и муниципальной формы собственности.

Для юридических лиц, что занимаются коммерцией, форма 0504045 – не обязательна. Однако, форма 0504045 может стать основой для создания своей книги учета бланков строгой отчетности, если ее взять за образец и внести собственные поправки. Следует отметить, что для этих документов установлен срок для обязательного хранения. Их следует сохранять без изменений в течение 5 лет со дня последней записи.

Какие бывают формы бухгалтерского учета

Способы оформления бухгалтерских документов, их бланков могут быть весьма разнообразны. Сегодня наиболее популярны следующие формы ведения бухгалтерского учета:

  1. мемориально-ордерная форма;
  2. журнально-ордерная форма;
  3. простая форма;
  4. автоматизированная форма.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Эта форма помогает наглядно демонстрировать конечный результат хозяйствования состоянием на конец месяца. Основными инструментами, что отображают финансовое положение дел и проведение хозяйственных операций на предприятии, выступают мемориальный ордер и книга. Дополнительными видами аналитической отчетности являются различные ведомости, карточки.

Мемориально-ордерная форма бухучета

Особенности:

  • строгая последовательность в проведении учетного процесса;
  • каждая проведенная операция кратко отображается специфическим способом – в журнале-ордере;
  • журналы-ордера и Главная книга уменьшают количество записей;
  • форма сочетает синтетический и аналитический способ учета;
  • журнально отображенные данные объединяют принципы систематичности и хронологии.

Такая форма ведется журнально, что на практике имеет несложный механизм. Для начала основная масса хозяйственных операций, что проводится на предприятии, кратко фиксируется в накопительных ведомостях. По истечению месяца данные одного направления деятельности, собранные по аналитическим ведомостям, формируют мемориальный ордер.

Затем журнально оформляются созданные мемориальные ордера, при этом каждый из них получает свой регистрационный номер. Затем каждый мемориальный ордер получает свой № по порядку и из них формируется Главная книга. Если такая отсутствует, оформляется специальная многографная ведомость.

Книга делится на правую и левую сторону. В первой отображают финансовые расчеты по дебету, во второй – по кредиту. Конечные расчеты по дебиту и кредиту переносятся в оборотную ведомость, которая ведется с применением синтетических счетов.

Читайте также:  Учетная политика для цели бухгалтерского учета и доходы организации

Преимущества мемориально-ордерной формы бухучета

Недостатки, которые специалисты выделяют у этой формы организации бухгалтерского учета:

  • процесс внесение данных достаточно громоздкий – необходимо многократное дублирование одних и тех же данных;
  • аналитический учет часто «не успевает» за синтетическим;
  • регистры зачастую не показывают необходимых сведений для формирования полной финансовой картины на предприятии.

Сегодня эта форма используется, как правило, в бюджетных организациях. Или в учреждениях небольшого масштаба.

Журнально-ордерная форма

Внедрение этой формы предполагает, что учет проводится журнально и с заполнением бланков ведомостей. Журнально отображаются суммы кредитового оборота. Внешне журнал-ордер выглядит как набор свободных бланков, построенных в шахматном порядке. При таком способе бухгалтерского учета, ведомости по операции в бланк документов вносятся по ходу их поступления.

Автоматизированная система

Использование вычислительных машин во многом облегчает работу бухгалтерии. Также автоматизация минимизирует количество допущенных ошибок и просчетов при оформлении документов строгой отчетности.

Система автоматизации бухгалтерского учета

Техника и формы бухгалтерского учета – оптимальный союз, что позволяет объединить бухгалтерский, оперативный и статистический учет любого предприятия. Для упрощения в автоматизированных системах каждой хозяйственной операции присваивается свой двузначный код.

Их использование обеспечивает возможность при необходимости получить информацию не только в полном объеме, но по отдельному направлению. Например, данные про конкретного поставщика товаров или их покупателя.

Простая форма бухгалтерского учета: характеристика

Небольшим предприятиям, что не разворачивают масштабную коммерческую деятельность, лучше всего пользоваться простой формой бухучета. Малыми считаются такие предприятия, что в месяц выполняют до 30 хозяйственных операций.

Чтобы отобразить проведенные процедуры заводится Книга, что является документом строгой отчетности. Поэтому для их оформления и ведения необходимых документов установлены требования:

  • книга должна иметь нумерацию страниц и быть прошнурована;
  • в конце бланков обязательно указывается количество страниц, что визируется печатью и подписью руководителя;
  • в начале Книги должно иметься указание сумм, которыми располагает предприятие на момент формирования новой отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

Книга, где изложена краткая информация о хозяйственных операциях, ведется журнально и выступает комплексным регистром бухучета. Руководство по своему решению может вести учет не журнально, а на каждый месяц открывать отдельную ведомость.

Законом также устанавливается, что такое юридическое лицо обязано вести ведомость учета з/п сотрудников. К тому же, руководство вправе выбрать упрощенную форму бухучета.

Обобщим

Любая организация вправе самостоятельно выбирать методы ведения бухгалтерского учета их деятельности. Считается, что формы бухгалтерского учета, подходящие определенному предприятию, является такие, что в полностью отображают состояние их хозяйствования. Иными словами, взглянув на финансовую отчетность, сразу видно, насколько управление компанией эффективно в данный период. То есть, есть возможность объективно оценить показатели производительности труда и прибыльности юридического лица.

Часто читают:

Оставить комментарий